ДАРГОМЫЖСКИЙ Александр Сергеевич (1813-1869)


ДАРГОМЫЖСКИЙ Александр Сергеевич (1813-1869)

Даргомыжский А.С. Выдающийся русский композитор А.С. Даргомыжский родился 2 (14) февраля 1813 года в селе Троицком Белевского уезда Тульской губернии в старинной дворянской семье. Отец его, Сергей Николаевич, был небогатым дворянином, служил по министерству финансов, в коммерческом банке. Мать Даргомыжского, урожденная княжна Мария Борисовна Козловская, вышла замуж против воли родителей. Она была хорошо образована; ее стихи печатались в альманахах и журналах. Некоторые стихотворения, написанные ею для своих детей, большей частью наставительного характера, вошли в сборник: "Подарок моей дочери" ("Детский альманах", Санкт-Петербург, 1827).

В 1817 году семья Даргомыжских переехала в Петербург, где и прошло детство будущего композитора. До пятилетнего возраста Александр совсем не говорил, и его поздно сформировавшийся голос остался навсегда писклявым и хрипловатым, что не мешало ему, однако, впоследствии трогать до слез выразительностью и художественностью вокального исполнения. Александр Сергеевич никогда не обучался ни в одном учебном заведении, но получил основательное домашнее образование, в котором главное место занимала музыка. Его обучение и воспитание было поручено приходящим учителям. Домашние учителя, многочисленная семья (у Даргомыжских было шестеро детей) были той средой, которая формировала его характер, вкусы и интересы. В маленьком Саше рано проявились творческие способности, музыка стала его страстью. В 1822 году мальчика начали учить играть на скрипке, затем - на фортепиано. Занятия музыкой шли очень успешно, но уже в одиннадцать лет Даргомыжский предпочитал не готовить заданные уроки, а сочинять собственные пьесы. Изучение фортепьянной игры он закончил у известного в свое время музыканта Ф.Шоберлехнера и семнадцати лет стал известен петербургской публике как музыкант-виртуоз. Учился Даргомыжский и пению, у Б.Л. Цейбиха, и скрипичной игре у П.Г. Воронцова, участвуя уже с 14-летнего возраста в квартетном ансамбле. Настоящей системы в музыкальном образовании Даргомыжского не было, и своими теоретическими знаниями он был обязан, главным образом, самому себе.

Тем не менее, к семнадцати-восемнадцати годам Даргомыжский был автором многих сочинений в различных жанрах. Самые ранние его сочинения - рондо, вариации для фортепиано, романсы на слова Жуковского и Пушкина - не найдены в его бумагах, но еще при его жизни изданы в 1824-1828 годах. В 1830-х годах Даргомыжский был известен в музыкальных кругах Петербурга как "сильный пианист", а также как автор нескольких фортепианных пьес блестящего салонного стиля и романсов: "Oh, ma charmante", "Дева и роза", "Каюсь, дядя" и других, мало отличающихся от стиля романсов Верстовского, Алябьева и Варламова, с примесью французского влияния. Многие из музыкальных произведений молодого композитора были напечатаны.

В 1831 году Даргомыжский поступает на государственную службу в министерстве Императорского двора, но не оставляет занятий музыкой. Решающую роль в выборе жизненного пути для Даргомыжского сыграло знакомство с М.И. Глинкой. Они познакомились в 1834 году, когда Глинка работал над "Иваном Сусаниным", дальнейшее их сближение произошло в конце 1830-х годов. Именно Глинка убедил Даргомыжского серьезно изучить теорию и передал ему привезенные из Берлина от профессора Дена теоретические рукописи, содействовал расширению знаний в области гармонии и контрапункта; тогда же Даргомыжский принялся и за изучение оркестровки. "Одинаковое образование, одинаковая любовь к искусству тотчас сблизила нас, - вспоминал Даргомыжский. - Мы в течение 22 лет были с ним постоянно в самых коротких, самых дружеских отношениях". Несмотря на разницу в возрасте, между двумя музыкантами установились тесные дружеские отношения. Под влиянием Глинки Даргомыжский стал с большей серьезностью заниматься музыкой. Советы Глинки помогли Даргомыжскому овладеть композиторской техникой. Уже его произведения 1830-х годов свидетельствуют о самобытном претворении им музыкальных традиций Глинки. В 1830-40-е годы им написано множество песен и романсов, среди них - целый ряд романсов на стихи А.С. Пушкина: "Я вас любил", "Свадьба", "Ночной зефир", "Юноша и дева", "Ветроград", "Слеза", "В крови горит огонь желанья", которые у публики имели большой успех, так что в 1843 году были выпущены отдельным собранием.

Оценив талант Глинки, Даргомыжский для первой своей оперы "Эсмеральда" выбрал, однако, французское либретто, составленное Виктором Гюго из его романа "Notre Damе de Paris" и лишь по окончании оперы (в 1839) перевел его на русский язык. "Эсмеральда", до сих пор неизданная (рукописная партитура хранится в центральной нотной библиотеке Императорских театров в Петербурге), - произведение слабое, несовершенное, не могущее идти в сравнение с "Жизнью за царя" Глинки. Но в нем уже обнаружились особенности Даргомыжского: драматизм, стремление к выразительности вокального стиля. Поставлена была "Эсмеральда" только в 1847 году в Москве и в 1851 году в Петербурге. "Вот эти-то восемь лет напрасного ожидания и в самые кипучие годы жизни легли тяжелым бременем на всю мою артистическую деятельность", - пишет Даргомыжский. Не очень яркая по музыке, "Эсмеральда" на сцене не удержалась. До 1843 года Даргомыжский состоял на службе, сначала в контроле министерства двора, потом в Департаменте государственного казначейства; затем всецело посвятил себя музыке. Неудача с "Эсмеральдой" приостановила оперное творчество Даргомыжского. Он занялся сочинением романсов, которые были изданы в 1844 году и доставили ему почетную известность.

В 1844-1845 годах Даргомыжский совершил большое путешествие по странам Европы (Берлин, Брюссель, Париж, Вена), где познакомился с Дж. Мейербером, Ж.Ф. Галеви и Г.Доницетти. Личное знакомство с европейскими музыкантами повлияло на его дальнейшее развитие. Уехав приверженцем всего французского, Даргомыжский возвратился в Петербург гораздо большим, чем ранее, поборником всего русского (как это случилось и с Глинкой). Отзывы заграничной печати по поводу исполнения сочинений Даргомыжского на частных собраниях в Вене, Париже и Брюсселе содействовали некоторой перемене отношения к Даргомыжскому дирекции театров.

После поездки за границу в 1844-1845 годах Даргомыжский жил в Петербурге. В 1840-х годах он написал большую кантату с хорами на текст Пушкина "Торжество Вакха". Она была исполнена на концерте дирекции в Большом театре в Петербурге в 1846 году, но в постановке ее в виде оперы автору было отказано, и только гораздо позже (в 1867 году) она была поставлена в Москве. Огорченный отказом в постановке "Вакха", Даргомыжский замкнулся в тесный круг своих поклонников и поклонниц, продолжая сочинять небольшие вокальные ансамбли (дуэты, трио, квартеты) и романсы, тогда же изданные и сделавшиеся популярными.

Даргомыжский много занимался частной музыкально-педагогической деятельностью, преподавал пение. Число его учеников и в особенности учениц (он давал уроки бесплатно) огромно. Выделялись Л.Н. Беленицына (по мужу Кармалина; напечатаны интереснейшие письма к ней Даргомыжского), М.В. Шиловская, Билибина, Бартенева, Гирс, Павлова, княгиня Манвелова, А.Н. Пургольт (по мужу Молас). Сочувствие и поклонение женщин, тем более - певиц, всегда вдохновляло и ободряло Даргомыжского, и он полушутя говаривал: "Не будь на свете певиц - не стоило бы быть и композитором".

опера Русалка Уже в 1843 году Даргомыжский задумал третью оперу, "Русалку", на текст Пушкина, но сочинение подвигалось чрезвычайно медленно, и даже одобрения друзей не ускоряли ход работы. В итоге работа над лирико-драматической оперой "Русалка" началась только в 1848 году и продолжалась 8 лет. Это произведение открыло новую страницу в истории русской музыки. Ее отличают психологическая глубина, точность в обрисовке характеров. Даргомыжский впервые в русской опере воплотил не только социальные конфликты того времени, но и внутренние противоречия человеческой личности. П.И. Чайковский высоко оценил это произведение, считая, что в ряду русских опер оно занимает первое место после гениальных опер Глинки. В апреле 1853 года в зале Дворянского собрания в Петербурге Даргомыжский дает большой концерт своих произведений, восторженно принятый публикой, а в 1855 году была завершена "Русалка".

Первое представление "Русалки" в мае 1856 года в Мариинском театре в Петербурге, при неудовлетворительной постановке, со старыми декорациями, не подходящими костюмами, небрежным исполнением, неуместными купюрами, под управлением К.Лядова, не любившего Даргомыжского, успеха не имело. Опера выдержала до 1861 года всего 26 представлений, но возобновленная в 1865 году с Платоновой и Комиссаржевским, имела огромный успех и с тех пор сделалась репертуарной и одной из любимейших из русских опер. В Москве "Русалка" поставлена впервые в 1858 году. В "Русалке" Даргомыжский сознательно культивировал русский музыкальный стиль, созданный Глинкой. Отношение к опере было двойственно. Поддержал Даргомыжского Серов, но первоначальный провал "Русалки" подействовал на Даргомыжского удручающе - он впал в депрессию. По рассказу его приятеля, В.П. Энгельгардта, он намеревался сжечь партитуры "Эсмеральды" и "Русалки", и только формальный отказ дирекции выдать эти партитуры автору, якобы для исправления, спас их от уничтожения. В эти годы Даргомыжский много писал романсы на стихи Пушкина. Но появились и другие жанры: комедийные сценки, романсы лирического монолога. Обращается к поэзии Лермонтова, Кольцова.

Последний период творчества Даргомыжского, наиболее оригинальный и значительный, можно назвать реформаторским. Его начало ознаменовывается появлением ряда оригинальных вокальных пьес, отличающихся своим комизмом ("Титулярный советник", 1859), драматизмом ("Старый капрал", 1858; "Паладин", 1859), тонкой иронией ("Червяк", на текст Беранже-Курочкина, 1858) и всегда замечательных по силе и правде вокальной выразительности. Эти вокальные пьесы были новым шагом вперед в истории русского романса после Глинки и послужили образцами для вокальных шедевров Мусоргского, написавшего на одном из них посвящение Даргомыжскому - "великому учителю музыкальной правды". Комическая жилка Даргомыжского проявилась и в области оркестрового сочинения. К тому же периоду относятся его оркестровые фантазии: "Малороссийский казачок" (1864), навеянный "Камаринской" Глинки, и вполне самостоятельные "Баба-Яга, или С Волги nаch Riga" (1862) и "Фантазия на Финские темы" ("Чухонская фантазия", 1867). Последние две, оригинально задуманные, интересны и по оркестровым приемам, показывающим, что Даргомыжский обладал вкусом и фантазией в комбинировании красок оркестра. Знакомство Даргомыжского в середине 1850-х годов с композиторами "балакиревского кружка" было благотворно для обеих сторон.

Новый вокальный стих Даргомыжского оказал влияние на выработку вокального стиля молодых композиторов, что особенно сказалось на творчестве Кюи и Мусоргского, познакомившихся с Даргомыжским, как и Балакирев, ранее остальных. На Римского-Корсакова и Бородина особенно подействовали новые оперные приемы Даргомыжского, явившиеся осуществлением на практике тезиса, высказанного им в письме (1857) к Кармалиной: "Хочу, чтобы звук прямо выражал слово; хочу правды". Эти слова Даргомыжского стали его творческим кредо. Оперный композитор по призванию, он, несмотря на неудачи с казенной дирекцией, не мог долго выдержать бездействие. В начале 1860-х годов Даргомыжский принялся было за волшебно-комическую оперу "Рогдана", но написал только пять номеров. Несколько позже он задумал оперу "Мазепа", на сюжет "Полтавы" Пушкина, но, написав дуэт Орлика с Кочубеем ("Опять ты здесь, презренный человек"), на нем и остановился. Не хватало решимости затрачивать силы на большое сочинение, судьба которого казалась ненадежной.

Путешествие за границу (ноябрь 1864 - май 1865) способствовало подъему его духа и сил, так как было очень удачно в артистическом отношении. Даргомыжский посетил Варшаву, Лейпциг, Брюссель, Париж. Концертное исполнение его произведений вызывает бурный восторг публики. Например, в Брюсселе капельмейстер Гансенс оценил талант Даргомыжского и содействовал исполнению в концертах его оркестровых вещей (увертюры к "Русалке" и "Казачка"), имевших громадный успех. Но главный толчок к необыкновенному пробуждению творчества дали Даргомыжскому его молодые товарищи, композиторы "балакиревского кружка", особенности талантов которых он быстро оценил. Даргомыжский сыграл очень важную роль в их формировании, оказал большое влияние на их дальнейшее творчество (особенно на М.П. Мусоргского), став как бы "крестным отцом" "Могучей кучки". Молодые композиторы, особенно Кюи, Мусоргский и Римский-Корсаков, вместе обсуждали идеи оперной реформы. Сочиняя своего "Вильяма Ратклифа", Кюи тотчас же показывал Даргомыжскому написанное. Знакомили Даргомыжского со своими новыми сочинениями Мусоргский и Римский-Корсаков. Их энергия сообщилась и самому Даргомыжскому; он решил смело вступить на путь оперной реформы и затянул (по его выражению) лебединую песню, принявшись с необыкновенным рвением за сочинение последней своей оперы - "Каменного гостя", поставив новаторскую задачу - написать оперу на полный текст литературного произведения, не изменяя ни единой строки пушкинского текста и не прибавляя к нему ни единого слова.

Все последние годы жизни Даргомыжский работал над "Каменным гостем". В этой опере нет ни арий, ни хоров, она состоит исключительно из талантливых и оригинальных мелодических речитативов. Цель их не только в воспроизведении психологической правды, но и в художественном воспроизведении с помощью музыки человеческой речи со всеми ее оттенками. Не останавливала творчества и болезнь Даргомыжского (быстро развивавшийся аневризм и грыжа); в последние недели он писал, лежа в постели, карандашом. Молодые друзья, собираясь у больного, исполняли сцену за сценой оперы по мере ее создания и своим энтузиазмом давали угасавшему композитору новые силы. Даргомыжский не прекращал работы, опера была почти окончена; смерть помешала дописать музыку лишь к последним семнадцати стихам. По завещанию Даргомыжского докончил "Каменного гостя" Кюи; он же написал вступление к опере, заимствовав из нее тематический материал, а оркестровал оперу Римский-Корсаков. Стараниями молодых друзей Даргомыжского, участников "Могучей кучки" опера "Каменный гость" была поставлена в Санкт-Петербурге на Мариинской сцене 16 февраля 1872 года и возобновлена в 1876 году, но в репертуаре не удержалась. "Каменный гость" был принят холодно, показался слишком сухим и сложным. Однако значение "Каменного гостя", логически завершающего реформаторские идеи Даргомыжского, несомненно.

А.С. Даргомыжский - один из основоположников русской классической композиторской школы, создатель лирической оперной драмы - умер 5 (17) января 1869 года в Петербурге. Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры (Некрополь мастеров искусств). Оригинальное надгробие на его могиле (бронзовая скульптура пастушка, играющего на свирели) не сохранилось, нынешнее установлено в 1961 году (Ск. А.И. Хаустов). Братья композитора Виктор (1816-1838), Эраст (1811-1832), его сестра Ерминия Кашкарова (1827-1860), а также его родители - Сергей Николаевич и Мария Борисовна похоронены на Смоленском православном кладбище.



Могила Даргомыжского А.С.
 
Hosted by uCoz