Русский композитор, автор популярных романсов, Н.А. Титов родился 28 апреля (10 мая) 1800 года в Петербурге в знаменитой музыкальной семье. Семейная обстановка с самого рождения способствовала развитию в ребенке музыкальных и художественных наклонностей.
На протяжении ста лет - с середины XVIII века - семье Титовых принадлежало видное место в русской музыкальной жизни. По семейной традиции три поколения Титовых сочетали военную карьеру с занятиями музыкой, сочинительством. Все они принадлежали к кругу просвещенных дилетантов, композиторов-любителей, сыгравших немалую роль в развитии русской культуры конца XVIII столетия. У истоков династии стоял Николай Сергеевич Титов (годы рождения и смерти неизвестны), композитор, поэт и драматург, автор комедий с музыкой в народном духе (в том числе "Обманутый опекун", "Наследники"). Театральная антреприза, созданная им в Москве в 1766-1769 годах, предшествовала, наряду с антрепризами Дж.Б. Локателли, П.Урусова и М.Медокса, открытию Большого театра.
Старший сын Н.С. Титова - генерал-майор Алексей Николаевич Титов (1769-1827) был скрипачом и оперным композитором. Он недурно владел техникой композиции, написал музыку к патриотической драме С.Глинки "Наталья, боярская дочь" (1805), комические оперы "Ям, или Почтовая станция" (на текст Я.Б. Княжнина, 1805), "Посиделки", "Девишник, или Филаткина свадьба, следствие Яма" (сл. Я.Б. Княжнина, 1809), с большим успехом шедшие в Петербурге в первое десятилетие XIX века. Он оставил довольно много опер, помимо перечисленных, это: "Пивовар, или Кроющийся дух" (поставленный при Екатерине II), "Суд царя Соломона" (слова С.Глинки, поставлена при Павле I), "Амур-Судья, или Спор трех граций" (слова Я.Б. Княжнина, 1805), "Нурзахад" (сл. Я.Б. Княжнина, 1807), "Эммерик Текелий" (1812), "Праздник Могола, или Торжество Олиара" (1823), "Минутное заблуждение" (сл. С.Глинки), "Татьяна прекрасная на Воробьевых горах", "Солдат и Пастух". Вероятно, ему же принадлежит опера "Вот каковы русские, или Мужество киевлян" (слова Княжнина, поставлена в 1817 году). Его сочинения относятся к доклассическому периоду русской музыки, подготовившему появление опер М.Глинки и А.Даргомыжского.
Свой петербургский дом А.Н. Титов превратил в один из значительных центров столичной музыкальной школы. У него собиралось многочисленное общество, состоявшее из русских музыкантов, зарубежных гастролеров, любителей искусства. Среди них нередко бывал и младший брат хозяина - генерал-лейтенант Сергей Николаевич Титов (1770-1825), превосходно игравший на виолончели и альте. Его перу принадлежат несколько опер-водевилей, пьесы. С большей или меньшей вероятностью ему приписываются оперы: "Легковерные" (слова Княжнина, 1812) и "Принужденная женитьба". Некоторые из его опер, однако, приписываются и его старшему брату. В 1799 году в Петербурге был поставлен балет С.Н. Титова "Новый Вертер", поразивший публику необычным для того времени современным сюжетом. Его творчество отразило и события Отечественной войны 1812 года.
В доме отца Tитова, Алексея Николаевича, часто устраивались вечера, исполнялась камерная музыка. Иногда в домашних концертах принимали участие и заезжие знаменитости; посещали дом композиторы, артисты, художники, певцы. Эти впечатления детства в значительной мере повлияли на развитие музыкальных наклонностей младшего брата Николая - Михаила Титова, но на его собственной судьбе почти не отразились, благодаря тому, что воспитание его в области музыки сразу же пошло неправильно. Учителя музыки, которому одному за другим вверяли ребенка, рутиной своего преподавания не только не способствовали дремавшей в его душе музыкальной искре, но скорее содействовали тому, что в Николае, несмотря на его явные музыкальные способности, родилась сначала апатия, а потом почти отвращение к музыке. После ряда опытов и перемены нескольких учителей отец Tитова бросил надежду сделать Николая музыкантом. Общее образование он до 8-летнего возраста получал дома, а потом в 1-м Кадетском корпусе, который в 1810 году, через два года после поступления, вынужден был оставить по слабости здоровья, после чего побывал в нескольких частных пансионах, из которых в пансионе Сант-Флорана и окончил курс.
Только к 19 годам в Николае Титове проснулось музыкальное чувство, или, по его собственным словам, в нем "заговорило впервые сердце", и он "начал фантазировать на фортепиано и сочинять, насвистывая, сначала вальсы, а после и романсы". Когда Титов показал свои первые опыты и более удавшийся романс на слова "Rendez la moi cette femme cherie" отцу, последний пришел в восторг и настоятельно стал советовать сыну взяться за теорию музыки и композиции. Отчасти под руководством отца, отчасти самостоятельно Н.Титов с этих пор стал серьезно изучать доступные ему музыкально-теоретические труды, одновременно взявшись и за игру на фортепиано. Запоздалое и бессистемное учение, в том числе у Замбони и Соливы, конечно, не могло заменить ему настоящей музыкальной школы, и он вследствие этого навсегда, в сущности, остался лишь дилетантом-композитором, как Алябьев, Верстовский, Варламов, и даже в большей степени, чем они. Композиторская техника Титова не могла освободиться от дилетантского характера и много уступала даже технике его отца. Дальше простейшей формы салонного романса и танца, наполненного музыкальным содержанием, элементарным в смысле гармонического и методического творчества, Николай Титов не пошел.
Приемы его фортепианного письма очень несложны, а ритм, часто вопреки содержанию текста, принимает плясовой характер. Например, его романс "Я не скажу вам, кто она" (1831) написан в ритме галопа, молитва "В минуту жизни трудную" (1840) в форме вальса и "Птичка Божия не знает" - польки. Тем не менее, искренность настроения и теплота чувства в большинстве романсов, нередко переходящая в естественную для того времени сентиментальность, вместе с беспритязательной простотой и общедоступностью композиторского стиля, искупают недостатки творчества Н.Tитова, и именно эти стороны создали ему широкую популярность. Самая сильная сторона его творчества - мелодия, часто краткая, куплетная, но закругленная, певучая и легко запоминаемая.
Еще при жизни, более того - в молодости - Николай Титов получил лестное прозвище "Дедушка русского романса", поддержанное такими авторитетами, как Глинка и Даргомыжский. Дело в том, что именно Николай Титов положил начало русскому романсу изданием в 1820 году своей "Уединенной сосны", который долго считался первым русским романсом вообще, и о котором, между прочим, упоминает Тургенев в "Записках охотника" (рассказ "Татьяна Борисовна и ее племянник"), ошибочно приписывая этот романс А.Варламову. Русский романс, однако, существовал уже за 10-15 лет до первых опытов Титова (К.Шаликов, кн. П.И. Долгоруков). Тем не менее, Николай Титов имеет полное право на данный ему титул, так как именно его романсы впервые получили широкое распространение, сделались популярными, отчасти отвечая назревшим эстетическо-музыкальным потребностям русского общества, отчасти же и способствуя их пробуждению. В 1840-х годах, по словам профессора А.Н. Бекетова, не было "музицирующей барышни, которая не пела бы романс Титова "Коварный друг, но сердцу милый". Этот романс можно было услышать чуть ли не в каждой семье, имевшей музыкальные интересы.
Первая треть XIX века - время могучего патриотического подъема, вызванного победой русского оружия в войне с Наполеоном, время, когда значительный рост городской культуры сопровождался глубоким и стойким интересом русского общества к национальному искусству. Прежде всего, это отразилось на репертуаре домашнего музицирования, в котором русские песни и лирические романсы стали заметно теснить модные иностранные новинки. Любимым жанром бытовой музыки, основой репертуара домашних вечеров и любительских концертов долгие годы оставалась элегия, национальное своеобразие которой сложилось в России под влиянием поэзии Жуковского, Баратынского, Пушкина. Написанные в традиционной куплетной форме, романсы-элегии отличаются сентиментальностью интонаций, однотипностью гармонии, явной усредненностью приемов музыкально-поэтического выражения. Однако лучшие вокальные элегии, сохранившие для нас поэтический мир современников А.С. Пушкина, и сегодня волнуют и трогают своей мелодической выразительностью, искренностью чувств. Задолго до появления в России классической камерной музыки их авторы пытались обогатить и расширить возможности жанра, преодолеть замкнутость куплетной формы, разнообразить интонации, передать в музыке индивидуальные черты лирического героя, простыми музыкальными средствами создать атмосферу повествования. Не случайно влияние русского бытового романса ощутимо в творчестве М.Глинки, А.Даргомыжского, П.Чайковского, А.Бородина.
Первым появившимся в печати романсом Н.Tитова была, как сказано выше, "Уединенная сосна" (1820) на слова М.Офросимова, а вслед за ней последовал и ряд других. Всего Н.Титов написал более 100 романсов, из них издано более 60 - на русские и французские тексты. Наибольшей популярностью из них пользовались "Шарф голубой" (слова M.A. Марковича, 1830), "Мальвина" (В.А. Жуковского, 1831), "Коварный друг" (М.Офросимова, 1831), "Какая грусть владеет мной" (слова, вероятно, самого Tитова), "Звездочка" (Новикова), "В минуту жизни трудную" ("Молитва", 1840), "К Морфею" (Пушкина, 1860), "Прости на долгую разлуку", "Призвание" (Офросимова), "Гусли мои, гусли" (Н. Кукольника), "Мечта любви" (кн. П.А. Вяземского), "Песня ямщика" (К.Бахтурина), "Колыбельная песня (Лермонтова) и другие. Его романс "Отдохнешь и ты" ("Горные вершины", Лермонтова из Гете), опубликованный в 1845 году, вызвал восторженный отзыв критиков, писавших, что это "приятный подарок нашим певицам-дилетанткам".
В начале 1820-х годов Tитов начал сочинять и издавать свои танцы. Так, в 1823 году в музыкальном журнале "La Harpe du Nord" ("Северная Арфа") появилась его кадриль в три руки, а в следующем 1824 году он издал свою знаменитую кадриль "Vieux péchès" (а-mol), на темы русских песен, что для своего времени было новостью. Эта кадриль сделалась любимейшей в публике, разошлась, по словам ее издателя Бернарда, более чем в 16 тысячах экземпляров и пережила несколько поколений. В 1824 году Титов сочинил свой первый скорый марш, аранжированный T.A. Дерфельтом для военного оркестра и имевший большой успех. С этих пор марши Титова также вошли в моду и очень нравились при Дворе, так что великие князья Николай и Михаил Павловичи неоднократно заказывали ему новые и удостаивали композитора разными подарками. Из наиболее выдающихся инструментальных произведений Титова следует назвать марш "Киа-кинг", марш на тему из оперы "Красная шапочка", вальсы "Родные звуки" "Mon Salut a Pawlowsk", "Весенний букет", "Maria-Valse", "Alexander-Valse", польку "Die Eigensinnige". В общей сложности инструментальных произведений (вальсов, полек, кадрилей, маршей) им написано свыше тридцати. Было издано также несколько написанных Н.Титовым стихотворений, преимущественно шуточных и довольно слабых как по форме, так и по содержанию. Вероятно, что текст нескольких его романсов принадлежит также ему.
В 1830-х годах Николай Титов познакомился с Глинкой и Даргомыжским, советами которых часто пользовался. Даргомыжский даже переложил романс "Прости" Титова на два голоса. С самого знакомства сочинителя-дилетанта связывали с М.Глинкой и А.Даргомыжским, проявлявшим живой интерес к его творчеству, теплые дружеские отношения. А.Варламов посвятил Титову романс "Соловьем залетным " (на стихи А.Кольцова). По свидетельству современников, Н.Титов до конца дней сохранил свежесть души и теплоту сердца" и в середине столетия, когда его произведения отошли в тень русской профессиональной музыки, продолжал с искренней заинтересованностью следить за судьбой отечественной культуры. Видя повсеместное увлечение итальянской оперой, он с горечью писал о невнимании к творчеству Глинки и Даргомыжского, завершая свою мысль словами: "Все что наше, русское, родное, мы того ценить не умеем и к стыду нашему кадим и преклоняемся всему чужеземному… Но придет время, когда достойному воздадут достойное".
Как уже говорилось, романсы Н.А. Титова отличаются крайней простотой и однообразием строения, в них нередки элементарные ошибки против музыкальной грамматики и просодии, - но при всем своем дилетантизме они мелодичны в старинном стиле и не лишены теплоты, нередко переходящей в сентиментальность. Наибольшей известностью пользовались, кроме упомянутых, романсы Н.А. Титова "Лампада", "Молитва", "Ветка", "Матушка, голубушка" и другие. Многие романсы (не менее 18, например, популярные "Талисман", "Не пой, красавица, при мне" на слова А.С. Пушкина), ранее приписывавшиеся Н.А. Титову, были написаны его двоюродным братом - Николаем Сергеевичем (1798-1843), сыном Сергея Николаевича Титова, умершим в Москве от чахотки. Родной брат Титова - Михаил Алексеевич (1804-1853), также композитор-любитель, сочинял салонные пьесы, романсы ("Никто меня не понимает", "Скажи, зачем узрел тебя?", "Ах, в мире я один" и др.), технически лучше написанных, чем романсы его брата. В 1830 году, оставив службу в Преображенском полку, поселился в Павловске под Петербургом, в том же году был опубликован сборник его вокальных сочинений на русские и французские тексты. Музыкальное его образование было более солидно, чем образование его старшего брата; учился он теории композиции у теоретика Джулиани. В печати появились только 10 романсов его на русские и французские слова и несколько танцев для фортепиано.
Николай Алексеевич Титов был одним из наиболее популярных русских композиторов в области романса в первой половине XIX века. Он - автор значительного числа романсов, частично удержавшихся в концертном репертуаре до настоящего времени, а также фортепианных пьес, стоящих на грани между бытовой музыкой и художественной миниатюрой. Вокальная лирика Титова, в основном салонного характера, отличается сентиментальностью, широкой распевностью, сердечностью, искренностью эмоций, простотой изложения. Тем не менее, искренность настроения и теплота чувства, вместе с беспритязательной простотой и общедоступностью композиторского стиля, доставили Н.А. Титову широкую популярность у всех любителей и любительниц пения.
Что касается служебной деятельности Н.Tитова, то она началась в 1817 году, когда он определился подпрапорщиком в Преображенский полк, и кончилась в 1867 году. В 1819 году он был переведен в лейб-гвардии Финляндский полк, где прослужил 11 лет. 27 марта 1822 года Н.А. Титов был произведен в офицеры, в 1830 году вышел по домашним обстоятельствам в отставку, но в 1833 году, по предложению самого государя, снова поступил в военную службу - в лейб-гвардии Уланский полк. Однако уже в феврале 1834 года Н.А. Титов упал с лошади, сильно расшибся, долго проболел, по выздоровлении оставил строевую службу и перевелся чиновником особых поручений в комиссариатский департамент, где позже последовательно занимал должности смотрителя казенной фабрики офицерских вещей, директора лосиной фабрики и члена общего присутствия. В отставку он вышел в чине генерал-лейтенанта. С 1839 года был женат на известной московской красавице Софии Алексеевне Смирновой.
Последний свой романс Н.А. Титов написал в 1868 году. После этого он уже не обращался к этому виду творчества. Зато написал "Воспоминания", имеющие автобиографический характер, которые были напечатаны в "Русской Старине" М.Семевского в 1870 году.
Один из наиболее популярных русских композиторов в области романса и танцевальных мотивов, "дедушка русского романса" и генерал-лейтенант Н.А. Титов скончался в Петербурге 10 (22) декабря 1875 года. Похоронен на Смоленском православном кладбище (участок 148, Маклашевская дорожка) близ часовни. На могиле была установлена мраморная стела с крестом, выполненная в мастерских Мадерни и Руджия (в той же мастерской изготовлено мраморное надгробие Ф.И. Тютчева). Романсы Николая Титова и его пьесы в танцевальных ритмах (особенно кадрили) отвечали вкусам любителей музыки и еще долго не сходили с пультов фортепьяно.