РАШЕВСКАЯ Наталья Сергеевна (1893-1962)

Н.С. Рашевская Русская советская актриса театра и кино, режиссер и сценарист Н.С. Рашевская родилась 14 (26) октября 1893 года в Петербурге, в семье крупного военного инженера, который участвовал в русско-японской войне и погиб при обороне Порт-Артура. Наташа воспитывалась дома, а потом - в Петербургском Дворянском институте. Рано решившая стать профессиональной актрисой, Наталья Рашевская в 1911 году, в 18-летнем возрасте, поступила на драматические курсы при Петербургском императорском театральном училище.

В 1914 году Н.С. Рашевская окончила драматические курсы и была принята в труппу Александринского театра, где работала два сезона. В эти два сезона, которые пришлись на годы Первой мировой войны, молодая актриса Рашевская получает заметные роли в Александринском театре - Первая княжна в "Горе от ума" А.Грибоедова (1914), Дуняша в "Царской невесте" Л.Мея (1914), Катя в "Сестрах Кедровых" Н.Григорьева-Истомина (1914), Вторая женщина в постановке "Король, закон и свобода" Л.Андреева (1914), Маруся в "Зеленом кольце" З.Гиппиус (1915), Сара в "Стойком принце" П.Кальдерона (1915), Аня в "Вишневом саде" А.Чехова (1916), а также Пек в спектакле "Сон в летнюю ночь" У.Шекспира (1916). Одновременно с работой в театре Н.С. Рашевская посещала Студию Вс.Мейерхольда на Бородинской улице.

В 1917 году актриса поступает в труппу театра К.Н. Незлобина в Петрограде, где выступает в течение еще одного сезона. Здесь за сезон 1917-1918 годов она сыграла такие роли: Лиза ("Екатерина Ивановна" Л.Андреева), Соня ("Ревность" М.Арцыбашева), Раиса ("Касатка" А.Н. Толстого), Сесили ("Как важно быть серьезным" О.Уайлда), Елена ("Ночной туман" А.Сумбатова-Южина).

В 1918 году Н.С. Рашевская вновь приходит в театр-студию под руководством В.Э. Мейерхольда. Уже на правах известной, а не начинающей актрисы она сыграла роль Лауры в "Каменном госте" Пушкина. В следующие два сезона (1918-1920) она выступает на сцене драматических театров Петрозаводска и Костромы под руководством Н.В. Петрова. Репертуар Рашевской в эти годы значительно расширился: Лиза ("Дворянское гнездо" по И.Тургеневу), Глафира ("Волки и овцы" А.Н. Островского), Глаша ("Гроза" Островского), Лиза ("Горе от ума" Грибоедова), Нина ("Маскарад" Лермонтова), Оля ("Светит, да не греет" Островского), Марья Антоновна ("Ревизор" Гоголя), Наташа ("Три сестры" Чехова), Оль-Оль ("Дни нашей жизни" Андреева), Консуэлла ("Тот, кто получает пощечины" Андреева), Агнес ("Бранд" Х.Ибсена), Раутенделейн ("Потонувший колокол" Г.Гауптмана), Луиза ("Коварство и любовь" Ф.Шиллера), Офелия ("Гамлет" Шекспира). Рашевская ведет большую организаторскую работу. Так, в Петрозаводске она основала сектор детского театра, а в Костроме организовала детские спектакли.

Весной 1920 года Н.С. Рашевская получила приглашение от режиссера Н.Смолича в Академический театр драмы (Александринку). Актриса приглашение приняла, в 1921 году вернулась в Петроград, на сцену театра, где проработала до самого конца жизни. В предвоенные годы Рашевская играла много и успешно. В ее репертуаре были такие роли: Дортка в "Эльге" Гауптмана (1922), Сюзанна в "Терезе Ракен" по Э.Золя (1922), Хармиана в "Антонии и Клеопатре" Шекспира (1923), Мисси Марчмонд в "Идеальном муже" О.Уайлда (1923), Клерхен в "Канцлере и слесаре" А.Луначарского (1923), Маргарет в "Скандалистке" Б.Шоу (1924), Миррина в "Лисистрате" Аристофана (1924), Керубино в "Женитьбе Фигаро" П.Бомарше (1924), Саша в "Живом трупе" Л.Толстого (1924), Настя в "Не было ни гроша, да вдруг алтын" Островского (1925), Грета в "Эугене Несчастном" Э.Толлера (1925), Роза Бергман в постановке "Конец Криворыльска" Б.Ромашова (1926), Эмилия в "Отелло" Шекспира (1927), Александра Епанчина в "Идиоте" по Достоевскому, Варя в "Бронепоезде 14-69" Вс.Иванова (1927), Соня Суриц в "Высотах" по Ю.Либединскому (1929), Ирина в "Огненном мосте" Б.Ромашова (1929), Юля Лозовская в "Чудаке" А.Афиногенова (1930), Елена в "Страхе" Афиногенова (1931), Берта в "Суде" В.Киршона (1933), Флоренс в "Вершинах счастья" по Дж. Дос-Пассосу (1934), Маруся в "Портрете" Афиногенова (1934), Оксана в "Гибели эскадры" А.Корнейчука (1935), Аксюша в постановке "Лес" по Островскому (1936), Тайга в "Банкире" Корнейчука (1937), Мать в одноименной постановке по К.Чапеку (1939) и др.

Одна из центральных тем творчества актрисы - формирование характера советской женщины, активной участницы преобразования жизни. Рашевская была первой исполнительницей ролей Розы Бергман, Ирины ("Конец Криворыльска", "Огненный мост" Ромашова), Елены Макаровой ("Страх"). Она создала образы, исполненные высокого гражданского звучания. Суровая патетика отличала образ Оксаны ("Гибель эскадры"), в котором воля бойца сочеталась с женским обаянием. Тему русской женщины, мужавшей в трагических испытаниях, актриса раскрывала и в роли Анны Николаевны Талановой ("Нашествие"). Прозрение женщины, осознавшей значение идеалов гуманизма, Рашевская показала в спектакле "Мать" Чапека (исполняла заглавную роль). В этих ролях Рашевской проявились характерные особенности её искусства - простота сценической формы, гражданская взволнованность. Актриса всегда стремилась подчеркнуть силу духа своих героинь, их интеллект, в то же время её сценические образы исполнены женственности, лиризма.

Н.С. Рашевская много сил и времени отдавала организаторской, режиссерской и педагогической работе. В 1933 году она организовала творческую экспериментальную бригаду по режиссерской работе, педагогической и драматической переделке в спектакль романа Э.Золя "Западня". Этот спектакль был поставлен на сцене филиала Ленинградского академического театра драмы. В качестве режиссера Н.С. Рашевская впервые выступила еще в годы работы в Костроме. Позднее она поставила пьесу "Голубой фазан" Э.Топпелиуса в Ленинградском ТРАМе (1936). Следующими ее постановками стали "Глубокая провинция" и "Сказка" по М.Светлову, "Белеет парус одинокий" по В.Катаеву в Ленинградском ТЮЗе (1938); "Замужняя невеста" А.Шаховского, Н.Хмельницкого, А.Грибоедова (1938) и "Тот, кого искали" А.Раскина, В.Слободского (1941) в Театре комедии. В Академическом театре драмы им. А.С. Пушкина совместно с Л.Вивьеном она поставила "Горе от ума" Грибоедова (1941).

В годы Великой Отечественной войны Н.С. Рашевская в эвакуации, в составе театральных бригад выступает на фронте, в госпиталях перед бойцами Советской армии. Среди ее новых ролей в военное время - Лиза ("Дворянское гнездо" по Тургеневу, 1941), Елена ("Накануне" Афиногенова, 1942), Эмилия ("Отелло" Шекспира, 1944).

После войны Н.С. Рашевская - в числе ведущих актеров Пушкинского (Александринского) театра. В ее репертуаре - роли: Елена Андреевна ("Дядя Ваня" Чехова, 1946), Лиза ("Живой труп" Л.Толстого, 1950), Гертруда ("Гамлет" Шекспира, 1954), Малютина ("Персональное дело" А.Штейна, 1955), Кисельникова ("Пучина" Островского, 1955), Констанция Такерман ("Осенний сад" Л.Хеллман, 1957), Старая женщина ("Оптимистическая трагедия" В.Вишневского, 1959) и др. С 1946 по 1950 год, параллельно с работой в Театре драмы им. А.С. Пушкина, Рашевская является художественным руководителем Большого драматического театра им. М.Горького (ныне АБДТ им. Г.А. Товстоногова). На сцене БДТ Н.С. Рашевской были поставлены спектакли "Сердце не камень" Островского (1945), "Враги" (1948), "Егор Булычев и другие" (1949) и "Достигаев и другие" Горького (1951), "Обрыв" по И.Гончарову (1956). В 1957 году Н.С. Рашевской было присвоено звание Народной артистки РСФСР.

Большую роль в творческой жизни Н.С. Рашевской сыграло кино. Впервые в кино она снялась еще в 1937 году, сыграв небольшую роль Ольги в 1-й серии фильма Ф.Эрмлера "Великий гражданин". В 1953 году она снимается в телеспектакле "Враги", выступая и в качестве актрисы, и режиссера. В этом спектакле Ленинградского Государственного Большого драматического театра им. М. Горького были заняты также Василий Софронов, Елена Грановская, Валентина Кибардина, Николай Корн и другие известные актеры. Через год Н.С. Рашевская играет роль Марии Гавриловны Терентьевой в детском приключенческом фильме "Кортик" (1954) режиссеров Михаила Швейцера и Владимира Венгерова. В этом фильме о приключениях пионеров в 1922 году, снимались также Аркадий Толбузин, Борис Аракелов, Бруно Фрейндлих, Сергей Филиппов, Александр Суснин и другие актеры.

Следующей работой Н.С. Рашевской в кино стала небольшая роль в фильме "Зеленый Дол", снятом в 1958 году на "Ленфильме" режиссером Тамарой Родионовой. Этот фильм целиком отражал идеологию кинематографа 1950-х годов. Школьник Петя Иванов получил от известного ученого письмо и 20 зерен нового высокоурожайного сорта пшеницы. Петя и его товарищи по сельской школе, втайне от взрослых, решают создать опытную делянку и борются за новые рекордные урожаи. А затем Рашевская получила роль в фильме "Пучина", снятом в 1958 году на "Ленфильме" по одноименной пьесе А.Н. Островского. В этом фильме, кроме Рашевской, играли Василий Меркурьев, Александр Борисов, Адольф Шестаков, Нина Мамаева и другие актеры. Экранизировали пьесу режиссеры Юрий Музыкант и Антонин Даусон.

В том же 1958 году Наталья Рашевская и сама впервые выступила в роли кинорежиссера. По собственному сценарию на "Ленфильме" вместе с Адольфом Бергункером она сняла фильм "Отцы и дети", экранизацию одноименного романа И.С. Тургенева. Роли в этой киноленте сыграли Виктор Авдюшко, Изольда Извицкая, Алла Ларионова, Алексей Консовский, Бруно Фрейндлих, Николай Сергеев, Эдуард Марцевич, Павел Первушин, Екатерина Александровская, Георгий Вицин, Нина Дробышева и другие.

Кортик Экранизация "Отцов и детей" оказалась достаточно успешной и Рашевская берется за следующую работу, и вновь из русской классики. В 1959 году на экраны страны выходит еще один художественный фильм, в котором режиссером и автором сценария была Наталья Рашевская. На киностудии снят фильм "Достигаев и другие" по одноименной пьесе М.Горького, в котором сыграли Сергей Юрский, Василий Софронов, Владислав Стржельчик, Ефим Копелян, Евгений Лебедев, Аркадий Трусов, Валентина Кибардина, Елена Грановская, Мария Призван-Соколова, Зинаида Шарко и другие актеры Ленинградского Большого драматического театра им. М.Горького.

Режиссер Н.С. Рашевская и в театре, и в кино, всегда трепетно и с уважением относилась к актерам, ее красивая, гладко причесанная серебряная голова словно светилась каждый вечер и в театральном зале, и за кулисами. Актеры тоже ее любили. Впрочем, когда Рашевскую "разоблачили", узнав, что ее мать и дочь - в Париже (по тем временам это был серьезный криминал), многие актеры свое отношение враз переменили.

Народная артистка РСФСР, режиссер и сценарист Наталья Рашевская добилась большого успеха в кино, но она была, прежде всего, театральной актрисой, отдавшей Ленинградскому академическому театру драмы им. А.С. Пушкина более 40 лет. Она умерла 18 марта 1962 года в Ленинграде и была похоронена на Богословском кладбище. Надгробный памятник актрисе (гранитная стела с барельефом) выполнен скульптором М.К. Аникушиным и архитектором В.А. Петровым.

"Искусство Рашевской, глубокое и объемное по мысли, отличающееся точной сценической формой и сознательной художественной техникой, впечатляет особенно тогда, когда она получает в свое распоряжение близкий ей по духу современный драматургический материал".

Е.Стронская
могила Н.С. Рашевской

 
Hosted by uCoz