Знаменитый русский актер П.П. Кадочников родился 16 (29) июля 1915 года в Петрограде в рабочей семье. Детство Павла было счастливым. Детей, а их было трое, родители любили и баловали. Когда началась Гражданская война, отец Павла вместе со всей семьей оставил квартиру в Петрограде уехал на родину - на Урал, в небольшое село Бикбарда Пермской губернии. В этой уральской деревне жил дед Павла Петровича Никифор, работал он на местном рынке приказчиком, а еще был известным на селе гробовщиком. Часто советовал соседям: "Помирайте при мне - всем домовины построю". В деревне и прошло детство Павла. Там он поступил и окончил школу крестьянской молодежи. Там же определилось главное увлечение мальчика - больше всего на свете ему нравилось рисовать. Любовь к живописи ему прививала мать, грамотная и умная женщина.
Как-то на ярмарке маленький Павел увидел скоморохов. Придя домой, стал их показывать родным, да так достоверно, что кто-то ему в запале крикнул: "Да ты артист!" Мальчик заплакал, потому что для деревенских определение "артист" было оскорбительным. Впрочем, пройдет немного времени и семья Павла Кадочникова вернется в Ленинград. Артист станет известным на всю страну, и вся деревня будет гордиться земляком...
С ранних лет он хорошо рисовал, играл на музыкальных инструментах. Когда в 1927 году Кадочниковы переехали в Ленинград, где отец получил работу на заводе "Красный путиловец", Павел поступил на изобразительное отделение Детской художественной студии, собирался стать профессиональным художником. Однако из-за серьезной болезни отца он был вынужден оставить студию и пойти работать: в 1929 году 14-летний Павел устроился учеником слесаря на тот же завод "Красный путиловец", где проработал до 1931 года. И всё же, свободное время он по-прежнему проводил в художественной студии. Там в 1929 году и состоялось его знакомство с театром. Талантливого мальчика заметил режиссер А. Авдеев, который руководил там театральной студией. Для одной из постановок ему нужен был исполнитель частушек. Павел выступил так заразительно и азартно, что сразу был принят в театральную студию, а потом получил роль в спектакле.
На следующий год Авдеев привел Кадочникова к известному режиссеру Борису Зону, набиравшему курс в Ленинградском Театральном техникуме при ТЮЗе. Прослушав Павла, режиссер взял его на свой курс, хотя в то время юноша даже не окончил среднюю школу. Неотесанный, застенчивый, грубо окающий паренек из уральской деревни был принят в 1931 году почти без экзаменов! Всего через полгода театральный техникум был расформирован, а класс профессора Б.В. Зона почти полностью переведен в Театральный институт. Так Кадочников стал студентом. Ему было лишь 15 лет, но тем не менее, среди старших товарищей Павел не затерялся. Наоборот, он выделялся как одеждой (Павел носил бабочку и бархатную толстовку), так и умением прекрасно петь неаполитанские песни, чем приводил в восторг однокурсниц.
В 1935 году, когда Кадочников заканчивал институт, на основе курса Бориса Зона был создан Ленинградский Новый театр юного зрителя. И Павел Кадочников становится его ведущим актером. В институте одной из сокурсниц Павла была Розалия Котович, с которой Кадочников проживет 53 года своей жизни. "Сразу у нас отношения как-то не заладились, - вспоминала Розалия Ивановна. - Подойду к нему с каким-нибудь комсомольским поручением, а он отмахивается. Ну и я на него махнула рукой". Отношение к Павлу изменил дипломный спектакль "Снегурочка". Котович назначили на роль хохотушки Радушки. У актрисы, репетировавшей Купаву, что-то не получалось. Вернее, получалось не то, что хотелось режиссерам-педагогам. В конце очередного прогона Борис Блинов, игравший Мизгиря, попросил Бориса Вольфовича Зона и второго педагога Татьяну Григорьевну Сонникову попробовать на роль Купавы Котович.
Сам же Кадочников в выпускном спектакле получил роль Леля. Юный Лель умел петь и играть на гуслях и покорил Купаву, которую уже играла Розалия Котович. "Работая над "Снегурочкой", мы и подружились. Павел провожал меня до общежития. Стал ухаживать! Ухаживания продолжались и когда мы стали работать в одном театре. Потом поженились. Павел Петрович не делал мне предложения. У меня был роман с другим нашим актером - хорошим, красивым парнем. Но чего-то такого, единства душ, что ли, как мне казалось, не было..." Свадьбы у них не было. В день бракосочетания, 16 июля 1935 года, они должны были выступать в какой-то концертной программе. Кадочников зашел за Розалией в общежитие. На пути к трамвайной остановке неожиданно предложил: "Давай распишемся". - "Давай". "К тому времени нам уже стало ясно, что жить мы друг без друга не сможем, - признавалась Розалия Ивановна. - А проходили мы как раз мимо административного здания, что на углу Невского и Фонтанки, там был загс. Все произошло просто, у нас даже документов не спросили".
Молодожены с полгода пожили в коммуналке на улице Рентгена. Им там отгородили угол в большой, но густонаселенной комнате. Это, естественно, их не очень устраивало, и молодые актеры собирались уж было податься в какой-нибудь провинциальный театр, где бы им предоставили хоть какую-то жилплощадь. Воспротивился директор ТЮЗа Леонид Кантор: "Ребята, на вас репертуар держится, вы наши ведущие артисты! Не спешите, что-нибудь придумаем..." Года четыре театр снимал им комнаты: на Моховой, на Шкапина, на Лиговке. Возвращались хозяева - приходилось собирать чемоданы. В 1939-м БДТ стал строить дом на Бородинской улице. Несколько комнат выделили ТЮЗу. Солнечная 12-метровая комнатушка, выделенная Кадочниковым, оказалась первой и самой любимой.
В ТЮЗе Кадочников играл самые различные роли: седовласый летописец Пимен из "Бориса Годунова", лощеный и ничтожный белогвардеец Куракин из "Музыкантской команды" Д. Дэля и многие другие, но лучше всего ему удавались животные. Один из спектаклей, где Кадочников играл ужа, увидел драматург Е. Шварц. Ему так понравился актер, что специально для него Шварц написал роль Сказочника в спектакле "Снежная королева". Работа в театре все больше увлекала молодого актера. Роль следовала за ролью, креп и совершенствовался его талант. К тому же, с 1935 по 1938 год недавний выпускник работал педагогом по технике речи в Ленинградском театральном институте.
Первой работой Павла Кадочникова в кино стала крохотная роль Михася в картине "Несовершеннолетние" (1935). Роль была такой маленькой, что его никто не заметил. Да и самому актеру свое появление на экране не понравилось. Впервые увидев себя на экране, Павел расстроился. Ему показалось, что страшнее его на съемочной площадке никого не было. После этой незаметной роли Павел Кадочников решил больше в кино никогда не сниматься. Он полностью посвятил себя театру, где ему предлагали одну роль за другой. В 1937 году на спектакле "Снегурочка" побывал режиссер Сергей Юткевич, который позже писал: "Запахнулся занавес, окончилась волшебная сказка о Снегурочке, и в памяти остался Лель - худощавый, стройный, с удивительными, широко раскрытыми глазами. Подкупают правдивость, верность интонаций, скромность, полное отсутствие развязности, какой-то особый, лирический строй дарования... Заглядываю в программу - новое имя: Павел Кадочников".
Юткевичу понравился талантливый юноша, и после спектакля за кулисами режиссер предложил Кадочникову роль в своей картине "Человек с ружьем". Помня о своем первом неудачном опыте, Павел хотел отказаться, но повлиял авторитет режиссера. Юноша принял предложение и сыграл молодого солдата. С этой роли и началась его длительная работа в кино. Уже в следующей картине Юткевича "Яков Свердлов" (1940) Кадочников сыграл сразу две роли - рабочего паренька Леньки Сухова и писателя Максима Горького. Любопытно, что при утверждении ролей художественный совет студии единодушно отверг кандидатуру Кадочникова на роль Горького, поскольку его посчитали слишком молодым для столь серьезного образа. Тогда режиссер попросил Кадочникова загримироваться. Через несколько минут Павел вновь предстал перед авторитетной комиссией. Все просто ахнули: настолько актер был похож на пролетарского писателя. Кадочников был единогласно утвержден. В двадцать лет он умел перевоплощаться как волшебник. В спектакле Нового ТЮЗа "Сказки Пушкина" он сыграл восемь ролей! Однажды, в спектакле по пьесе Евгения Шварца "Брат и сестра", его не узнал даже родной отец! А в фильме Юткевича даже самый искушенный зритель не смог бы распознать, что курносый мальчишка Ленька и мрачновато-торжественный Горький - одно лицо, один актер.
Чтобы лучше раскрыть образ пролетарского писателя, Кадочников расспрашивал людей, встречавшихся с Горьким, узнавал от них о мелочах, о деталях поведения. Публицист и историк Емельян Ярославский дал Кадочникову оригинальный совет: хотите играть Горького, начинайте писать. И Павел Петрович начал вникать в суть профессии своего героя. Писателем он так и не стал, но ему удалось неплохо овладеть пером, о чём свидетельствуют опубликованные им статьи, очерки, воспоминания, в частности, "Страницы из дневника актёра". Кадочников так вошел в образ, что сыграл Горького ещё в двух картинах. Роль Горького принесла актеру популярность, и в 1940 году режиссер Александр Ивановский пригласил его на роль молодого композитора Алексея Мухина в музыкальной комедии "Антон Иванович сердится". Съемки картины закончились 21 июня 1941 года, а на следующий день началась Великая Отечественная война.
П.П. Кадочников вспоминал: "Каждый день приносил тревожные сводки с фронта, и нам, молодым актерам, казалось больше невозможным оставаться в тылу: мы должны были защищать Родину. Эти мысли не давали покоя". В конце июля 1941 года Павел подал заявление в народное ополчение. Но ему отказали: "Ты снимаешься в "Обороне Царицына" и "Походе Ворошилова". На "Ленфильме" сообщили, что это фильмы оборонного значения. "Вернись на студию", - ответили ему. Впоследствии Кадочников часто сетовал, что не был достаточно настойчив в своем стремлении уйти на фронт.
После завершения съемок в ленте братьев Васильевых "Оборона Царицына" (1942), где Кадочников сыграл одну из главных ролей, актера пригласил к себе Сергей Эйзенштейн. Легендарный режиссер предложил актеру роль Владимира Старицкого в картине "Иван Грозный" (1944). Старицкий - одна из главных трагических фигур фильма, несостоятельный претендент на трон, слабый юноша, трогательный и агрессивный в момент возбуждения, игрушка в руках безжалостных честолюбцев. Сам по себе, вне конфликта, участником которого он становится, Владимир в трактовке Кадочникова - существо простодушное и даже трогательное в своей слабости. Но как претендент на русский престол Владимир страшен. Когда во дворце решаются важные государственные дела, Старицкий, сидя на лестнице, с увлечением ловит муху. Различие между его субъективной безобидностью и объективной виновностью превращает бесхитростного, слабоумного юношу в трагический, почти зловещий образ. Игра актера так впечатлила Эйзенштейна, что тот решил снять Кадочникова еще в двух ролях - Сигизмунда и царского духовника Евстафия. Предполагалось, что эти роли Кадочников сыграет в третьей серии. Но этому не суждено было воплотиться, третья серия так и не была снята.
"Первую встречу с Эйзенштейном помню очень хорошо, - вспоминал Павел Кадочников. - Она произошла в столовой. Перед этим я месяц и двенадцать дней добирался со съемочной группой фильма "Оборона Царицына" из Сталинграда в Алма-Ату. Я был молод, худ и плохо одет. В костюмерной мне выдали венгерку, и в этаком-то виде я пришел в студийную столовую. Вдруг чувствую на себе пристальный взгляд: кто-то внимательно изучает, как я ем, как разговариваю. Борис Свешников, второй режиссер Эйзенштейна, передал мне его приглашение попробоваться на роль Старицкого. Почему он выбрал именно меня на роль этого кандидата в боярские цари - наивного, по-детски бесхитростного? Трудно сказать..." Встреча и работа с Эйзенштейном, как это случалось почти со всеми актерами, изменила и творческую судьбу Павла Кадочникова. В 1944 году он навсегда уходит из театра и целиком посвящает себя работе в кино. Это он, обещавший себе больше не появляться на киноэкране!
В фильме "Иван Грозный", снимавшемся в разгар войны, была запланирована сцена, в которой герои Николая Черкасова и Павла Кадочникова сидят за столом, а на столе - каравай хлеба. Голодные актеры еще во время репетиций ловко выщипали мякиш через маленькое отверстие, повернутое от камеры. Когда же начали снимать, оператор Эдуард Тиссе с ужасом заметил, что их каравай сдувается, превращается в лепешку. Второго каравая в военном Ташкенте не нашли. От сцены пришлось отказаться.
Вернувшись после войны в Ленинград, Кадочников узнал, что театр, в котором он работал, распался. Несмотря на ряд лестных предложений от руководителей разных театральных коллективов, Кадочников остался в кино. Еще во время съемок "Ивана Грозного" Эйзенштейн подарил Кадочникову свою фотографию с надписью: "Дорогому Оборотню Павлу, с необыкновенной легкостью проходящему километры извилистых путей". И впрямь, он был Оборотнем. В глазах зрителя еще стоял великовозрастный младенец Старицкий, а на экране уже шел фильм, где актер представал в образе, противостоящем Владимиру. Воплощенное безволие сменила воплощенная воля. В 1946 году в Киеве режиссер Борис Барнет начал снимать первый советский фильм о разведчиках. На главную роль режиссёр пригласил Кадочникова. Роль советского майора Федотова (он же немец Генрих Эккерт) принесла актеру поистине всенародную популярность и стала его визитной карточкой, одновременно определив в советском кино образ героя-разведчика на долгие годы. А знаменитая фраза Федотова-Кадочникова "Вы болван, Штюбинг!" стала любимым выражением мальчишек той поры. Это был романтический, приключенческий фильм, и Кадочников имел в нем оглушительный успех. "Подвиг разведчика" занял 1-е место в прокате, собрав 22,7 миллионов зрителей. Говорят, что фильм очень понравился и Сталину. Через год (1948) картине была присуждена Государственная Сталинская премия.
Эта картина еще только выходила на экран, а Кадочников уже снимался в новом фильме - "Повесть о настоящем человеке" (1948) Александра Столпера. Актеру предстояло сыграть знаменитого летчика Алексея Мересьева, потерявшего обе ноги. Чтобы лучше войти в образ, Кадочников отказался от услуг дублеров. В течение четырех месяцев он ходил на настоящих протезах и ползал в снегу в лютый мороз. В итоге картина имела огромный зрительский успех, а в 1949 году Кадочников был награжден второй Сталинской премией.
Свою третью Сталинскую премию Кадочников получил в 1951 году за роль Ковшова в фильме "Далеко от Москвы" Александра Столпера. Так, в течение трех лет, с 1948 по 1951-й, Кадочников умудрился получить три (!) Сталинские премии! Но потом наступила пауза - в течение пяти лет его в кино не снимали. Однако в 1954 году режиссеры Александр Ивановский, у которого актёр снимался в фильме "Антон Иванович сердится", и Надежда Кошеверова вспомнили о Кадочникове и предложили ему роль мотогонщика Федора Ермолаева в картине "Укротительница тигров". Эта роль стала одной из главных удач Кадочникова в те годы. В ней талант мастера открылся для зрителей с неожиданной стороны, он смог на равных сыграть в ансамбле актеров ярко выраженного комедийного плана - Леонида Быкова и Сергея Филиппова. Участие в фильме принесло и новую волну славы. Как и после выхода картины "Подвиг разведчика", поклонницы стали заваливать актёра любовными посланиями и сплетничать об актере. Сам же он заметил: "Не поддается подсчету число знаменитых актрис, с которыми завистники клали меня в постель! Моим амурным успехам мог бы позавидовать любой восточный шейх!".
Одновременно с "Укротительницей тигров" Павел Петрович снялся еще в двух картинах: в "Большой семье" И. Хейфица и "Запасном игроке" С.Тимошенко (оба - 1954). В 1950-1960-е годы Кадочников продолжал сниматься в кино, но заметных работ не было. Зато в 1956-1958 годах П.П. Кадочников был художественным руководителем студии киноактера при киностудии "Ленфильм". В последующие годы Кадочников много и напряженно снимается, и на его популярности держится множество картин, забытых теперь зрителями. Однако они сыграли свою роль в воспитании по крайней мере двух поколений. Героизация действительности способствовала формированию нового типа личности, осваивавшей целину и участвовавшей в грандиозных стройках. Кадочников великолепно выглядел в самых разных амплуа, поскольку обладал не только отличительными внешними данными, но и искусством перевоплощения.
И все же эти роли не могли удовлетворять талантливого актера. Кадочников, чувствуя это, решил попробовать свои силы в режиссуре. Первая его работа, приключенческая комедия "Музыканты одного полка" (совместно с Г.Казанским), вышла на "Ленфильме" в 1965 году. Уже в этой дебютной ленте о гражданской войне проявился его интерес к фольклорным героям и сюжетам. Затем он поставил сказку "Снегурочка" (1968), где сыграл роль Берендея. Когда-то именно со "Снегурочки" началась любовь, семейная, да и актерская жизнь Павла Петровича. В память об этом он экранизировал эту прекрасную весеннюю сказку Островского. Естественно, и Леля, и Купаву играли другие актеры.
Уход в режиссуру имел еще одно обоснование: в середине 1960-х Кадочников внезапно попал в немилость к высшему кинематографическому руководству. Его перестали приглашать сниматься, не давали работ и в театре. Единственным его заработком в те годы были концерты, с которыми Кадочников ездил по всей стране. Полоса забвения закончилась в середине 1970-х, когда режиссер Никита Михалков предложил Павлу Кадочникову роль Ивана Ивановича в фильме "Неоконченная пьеса для механического пианино" (1977). Эта роль принесла актеру новый виток популярности. Его вновь стали приглашать сниматься. Однако Кадочников не стремился давать свое согласие всем подряд, теперь он подходил к выбору каждой роли намного тщательнее. В 1977-1978 годах он сыграл только в двух картинах - "Сибириада" и "Сюда не залетали чайки". В год их премьеры, в 1979, Кадочникову было присвоено звание народного артиста СССР.
В киноповести Булата Мансурова "Сюда не залетали чайки" Павел Кадочников снялся вместе со своим взрослым сыном Петром, талантливым актером, окончившим с золотой медалью школу и два института - Политехнический и Театральный, но не актерское, а театроведческое отделение. Как актер он успел сняться только в четырех картинах. Это была последняя совместная работа отца и сына. Вскоре Петр Кадочников погиб при весьма странных обстоятельствах. Весной 1981 года Петр отправился отдохнуть в Прибалтику на озера. А через два дня после отъезда пришло сообщение о его гибели. Петра нашли на дороге мертвым. По официальной версии следствия, смерть наступила после того, как он полез на дерево, но, не удержавшись, упал. Вспоминает внучка Наталья, дочь Петра: "Где бы папа ни находился, он обожал прыгать с деревьев. Несколько раз этот рискованный трюк папа проделывал вместе со мной. Наклонял гибкий ствол березы, мы хватались крепко за верхушку и резко взмывали вверх... Тогда в Прибалтике он не учел одного: сосна, в отличие от березы, имеет очень ломкий ствол. Картина его гибели до сих пор стоит передо мной: папа вскочил, быстро взобрался на сосну, потом резкий звук и все. И только его друзья и мама стоят растерянные, не понимая, что же случилось".
Смерть младшего сына Петра в 1981 году здорово подкосила семью Кадочникова. Если личная жизнь актера задалась с самого начала, то счастливое отцовство оборвалось трагически. Павел Петрович похоронил двоих своих взрослых сыновей в течение трех лет. Старший внебрачный сын Костя пережил своего младшего брата на три года. Константин Кадочников, талантливый актер, очень похожий на отца, служил в театре имени В. Комиссаржевской. Он умер от инфаркта.
Для Павла Петровича и Розалии Ивановны потеря сына стала ужасной трагедией. Смотреть в то время на 70-летнего П.П. Кадочникова было невозможно. Он очень похудел, молчал, сердце отказывалось слушаться... Единственным спасением для актера была работа, и он окунулся в нее. Еще до смерти сына Кадочников сыграл заметную роль графа Орлова в картине "Рассказ неизвестного человека". А в 1981 году он снялся сразу в почти десятке фильмов, среди которых наиболее заметной стала роль П. Лафарга в картине режиссера С. Юткевича "Ленин в Париже". В 1982 году Кадочников снялся сразу в 5 фильмах, а в 1983-м просто блестяще сыграл небольшую роль полковника Шолто в детективе "Сокровища Агры" из серии фильмов о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне.
Он все-таки продолжал работать. Даже снял два фильма по собственным сценариям - "Я тебя никогда не забуду" (1983) о судьбе советского солдата и его жены, разлученных войной и "Серебряные струны" (1987) о русском виртуозе-балалаечнике Василии Андрееве. Некрасивый случай, который произошел в конце жизни Кадочникова, скорее всего, поспособствовал кончине актера. У Павла Петровича украли сценарий фильма "Серебряные струны", и несколько процессов долго устанавливали его авторство. В результате судебных тяжб фильм и вовсе попал в разряд запрещенных. В 1987 году картина все же вышла на экраны, но по телевидению ее показали только в середине 1990-х годов... Это была последняя режиссерская работа Павла Кадочникова, ставшего к тому времени Героем Социалистического Труда (1985).
Павел Кадочников "тянул" на себе всю родню, помогал всем кому только мог. В частности, еще в годы войны помог устроиться двум беспризорным сиротам. Он был разносторонним актером и разносторонним человеком. Его физической форме в семьдесят лет завидовали сорокалетние. Ленинградские старожилы помнят то место у стен Петропавловки, где "моржевал" Павел Петрович, в двадцатиградусный мороз окунался в прорубь. Он блестяще фехтовал, гонял на мотоцикле, занимался боксом, подводным плаванием, писал картины, увлекался скульптурой. Иногда посреди ходкого ритма его жизни возникала пауза, короткая передышка: уезжал на рыбалку или охоту. Он не пропал бы в этой жизни, даже если бы не стал артистом.
Народный артист Советского Союза дружил с простым ленфильмовским осветителем Александром Ершовым, они рыбачили вместе. Некоторые снобы посмеивались: ну и компаньона ты себе нашел! "А чем он плох? Сашка получше многих именитых...". Кадочникова народ просто обожал и боготворил. Первый автомобиль - "Москвич" - у Кадочникова появился, когда частных машин в Ленинграде было очень мало. Павел Петрович ездил аккуратно, если и нарушал правила, то по мелочам. Проедет на красный свет - остановят: - "Павел Петрович (по имени-отчеству его знали все в Ленинграде), зачем вы поехали на красный?" - "Так ведь пешеходов и близко не было"... Утверждают, что кумир лет 20 ездил без прав, и никому даже в голову не могло прийти, что Кадочников никогда не сдавал экзамены в ГАИ. Домработницу в семье никогда не держали, поэтому "прибирались сами", но чай пили в столовой за круглым столом, а не на кухне. Единственная по жизни его супруга - Розалия Котович из семьи белостоцкого скрипача - оставила карьеру актрисы и посвятила себя семье.
Актера никогда не приглашали в театр в Москву, даже когда популярность его "зашкаливала". Кадочников так и остался ленинградским, и до конца своих дней отказывался играть отрицательные роли. Он не скрывал этого, даже шутку придумал: "Однажды став героем советского народа, я не имею права предать это амплуа!" Называя себя "героем советского народа", актер имел в виду культовые образы, которые он воплотил на экране в фильмах "Подвиг разведчика" и "Повесть о настоящем человеке". По сути дела он следовал этому правилу не только в кино, но и в жизни. После смерти Павла Петровича по городу поползли слухи: Кадочников умер стоя! Поклонники его таланта не могли себе представить кумира умирающим в постели, не по-геройски. Впрочем, очевидцы тоже говорили: Кадочников поднялся с больничной койки, встал во весь рост - и рухнул! Отказало сердце.
В один из дней, после того как его увезли в больницу с инфарктом, он, прощаясь с Розалией Ивановной, сказал: "Надеюсь, завтра увидимся". Когда она пришла домой, раздался звонок... 2 мая 1988 года в Ленинграде Павел Кадочников скончался на 73-м году жизни из-за острой сердечной недостаточности. Он любил играть стариков и старости не боялся. На Серафимовском кладбище, где уже был похоронен его сын Петр Кадочников, его провожал весь Ленинград. Спустя 12 лет на экраны вышел сериал "Воспоминания о Шерлоке Холмсе", на основе ранее снятых фильмов (в том числе и "Сокровищ Агры", где снимался актер). Вдова Павла Кадочникова Розалия Ивановна умерла в декабре 2001-го.
На первый взгляд судьба Павла Кадочникова сложилась удачливо, легко и празднично. Он был одним из самых любимых и популярных актеров советского кинематографа, сумел сохранить популярность и признание до конца дней. В кино у него были разные роли - героические и характерные, лирические и комедийные. Он мог быть тонким психологом и блестящим эксцентриком. За 50 лет работы в кино он сыграл около 70 ролей и поставил 4 фильма. Творчество лауреата Государственных премий, Героя Социалистического Труда, народного артиста СССР Павла Кадочникова, - целая глава в истории российского кинематографа. Навсегда в памяти останутся сыгранные им роли - Мухин из фильма "Антон Иванович сердится", Ермолаев в "Укротительнице тигров", майор Федотова из "Подвига разведчика", легендарный Мересьев в "Повести о настоящем человеке" и многие другие.