АРЕНСКИЙ Антон Степанович (1861-1906)

Аренский А.С.Антон (Антоний) Степанович Аренский, русский композитор, пианист, дирижер и педагог, родился 30 июня (12 июля) 1861 года в Новгороде, в семье врача. Пробовал сочинять музыку уже с 9 лет. Музыкальное образование продолжал на курсах Руссо, в Петербурге, под руководством профессора Санкт-Петербургской консерватории К.К. Зике. Учился в Петербургской консерватории в классе Н.А. Римского-Корсакова и по ее окончании (1882) был приглашен преподавателем (с 1889 года - профессор) гармонии и контрапункта в Московскую консерваторию. В его классе занимались среди прочих А.Н. Скрябин, С.В. Рахманинов и Р.М. Глиэр.

В 1888-1895 годах А.С. Аренский руководил концертами Русского хорового общества (Москва). В 1895 году переехал в Санкт-Петербург и стал управляющим Придворной певческой капеллы (до 1901 года), сменив на этом посту М.А. Балакирева.

Наследие Аренского включает три оперы: "Сон на Волге" (1888, пост. 1890, Большой театр, Москва), "Рафаэль" (пост. 1894, Мариинский театр), "Наль и Дамаянти" (1903, пост. 1904, Большой театр); две симфонии; два струнных квартета; фортепианный концерт; интермеццо для струнного оркестра; два фортепианных трио; фантазию на темы Рябинина для фортепиано с оркестром; фортепианный квинтет; балет "Египетские ночи" (по А.С. Пушкину, пост. 1908, Париж). В вокальных жанрах Аренским создано несколько церковных хоров, свыше 60 романсов, кантата "Лесной царь" (по стихотворению Гёте в переводе Жуковского), баллада для солиста, хора и оркестра "Кубок" (по стихотворению Шиллера в переводе Жуковского). А.С. Аренский - автор более сотни фортепианных пьес, объединенных в опусные циклы, и четырех сюит для двух фортепиано.

Сочинения А.С. Аренского отличаются искренностью, простотой выражения, мастерством, изяществом и тонкостью фактуры, лучшие из них принадлежат к области камерной вокальной и инструментальной музыки (романсы "Разбитая ваза" на слова А.Н. Апухтина, "Не зажигай огня" на слова Д.М. Ратгауза, "Осень" на слова Т.Л. Щепкиной-Куперник и др., фортепианные миниатюры, фортепианные трио, посвященные К.Ю. Давыдову, и т.п.).

Музыка Аренского носит преимущественно лирический характер. Композитор испытывал сильное влияние Чайковского, но едва ли можно обнаружить в его произведениях яркие национально русские черты, скорее они эклектичны по своему стилю. А.С. Аренский являлся мастером, владеющим всеми средствами современной композиторской техники, но собственной яркой индивидуальностью он не обладал, что и вызвало, вероятно, несколько суровый приговор Римского-Корсакова: "Забыт он будет скоро" ("Летопись моей музыкальной жизни", СПб., 1909). В его сочинениях чувствуются влияния Шопена, Мендельсона, Шумана, особенно сильно - Чайковского, очень родственного ему по характеру таланта, затем Римского-Корсакова и Бородина.

Вышел в отставку в 1901 году, последние годы жизни подолгу жил в Ницце, в Крыму, но болезнь (чахотка) не поддавалась лечению. Умер А.С. Аренский 12 (25) февраля 1906 года в г. Териоки (Финляндия, в то время - Российская империя). В том же году на могиле композитора на Тихвинском кладбище была сооружена ажурная металлическая застекленная часовня. В ее интерьере в мае 1908 года был установлен гипсовый горельеф работы М.Л. Диллон. Памятник был заказан скульптору вдовой композитора Е.В. Аренской в 1907 году за 1000 рублей. Надгробие экспонировалось в 1908 году на Весенней выставке в Академии художеств, также как созданный в процессе работы бюст композитора под названием "Вдохновение" (ныне - в собрании Государственной Третьяковской галереи).

В 1936 году в процессе реконструкции Некрополя мастеров искусств горельеф был помещен в нише на стене здания бывшей Тихвинской церкви (ныне - Выставочный зал). Часовня не сохранилась. В 1952 году гипсовый оригинал заменен копией, выполненной из искусственного камня (цемент с мраморной крошкой), изготовленной в мастерских Худфонда РСФСР.

могила Аренского А.С.


Оплаченные ссылки:
Диванные станки, производство
Образовательные учреждения
 
Hosted by uCoz