ЛИШЕВ Всеволод Всеволодович (1877-1960)

В.В. Лишев Советский скульптор, академик, народный художник СССР В.В. Лишев родился 25 сентября (7 октября) 1877 года в Петербурге в семье военного инженера. Как и отец, Всеволод начал готовить себя к военной карьере. Он поступил в Павловское военное училище и закончил его, получив офицерский чин.

Однако уже в зрелом возрасте судьба В.В. Лишева резко изменилась. В 1906 году, когда ему было уже за тридцать, он ушел в отставку с военной службы и поступил на скульптурное отделение в училище при Императорской Академии художеств в Петербурге. Здесь его учителями были известные русские скульпторы Г.Р. Залеман и В.А. Беклемишев. В Академии раскрылся художественный талант В.В. Лишева, ему прочили блестящую будущность в русском ваянии. В 1913 году В.В. Лишев успешно окончил Петербургскую Академию художеств, был награжден заграничной командировкой на четыре года. Замыслам начинающего скульптора помешала Первая мировая война. Но за четыре последующих года талантливый и поразительно работоспособный молодой скульптор сделал столько, что иному художнику на это понадобилась бы вся жизнь.

До Октябрьской революции В.В. Лишев создал в Петербурге памятники Петру I, генералам Р.Кондратенко и Н.Слепцову, ученому-географу П.Семенову-Тян-Шанскому, писательнице М.Крестовской, композитору М.Мусоргскому. По его проекту были созданы кариатиды на доме № 17 по улице Чайковского(1916), были исполнены проекты памятников Александру II, императрице Марии Федоровне, писателю Гоголю, художнику Я.Ционглинскому. Он исполнил большую композицию "Наши предки", скульптурное оформление выставок, посвященных 300-летию Дома Романовых, несколько декоративных рельефов, большую галерею современников, в основном ученых и деятелей искусства. Такая портретная тематика останется у него на всю жизнь. Тогда же проявится еще одна творческая привязанность - педагогическая. В 1916 году В.В. Лишев был приглашен преподавать в Петроградскую Академию художеств и с перерывом (1929-1947 годы) занимался этим до последних своих дней.

Поистине триумфальный творческий взлет Всеволода Лишева продолжается после Октябрьской революции. С 1918 года он участвует в ленинском плане монументальной пропаганды - создает памятники поэту Н.Некрасову в Петрограде (1922, в 1946 году перенесен в сквер на Литейном проспекте) и К.Марксу в Новой Ладоге, лепит портреты Ж.Марату и Ш.Делеклюзу, композицию "За мир и свободу". Но затем почти на 17 лет для скульптора, столь прежде энергичного, деятельного и плодотворного, наступило странное творческое затишье. Он исполняет два-три портрета в год, которые остаются в его мастерской. Лишь в середине 1930-х годов Всеволод Лишев входит в соцреализм советской действительности. Он создает группу "Октябрь", портреты руководителей партии и правительства, декоративные фигуры "строителей социализма" для нового корпуса Библиотеки имени В.И. Ленина в Москве и здания Верховного Совета УССР в Киеве. Участвует в подготовке пушкинского юбилея - создает портреты поэта, его фигуры, проект памятника. Но эти работы нельзя признать удачными.

Памятник Чернышевскому_1947 Наиболее значительным произведением Всеволода Лишева становится памятник Н.Г. Чернышевскому в Ленинграде. Право на его создание скульптор выиграл в трудном конкурсе. Весной 1941 года фигура была отлита в бронзе. Но установили ее лишь через шесть лет, уже после окончания войны, в 1947 году на Московском проспекте. Памятник Чернышевскому стал одним из немногих дошедших до нас монументальных произведений В.В. Лишева, так как ранее им созданные были уничтожены. Почему? Кому они помешали?.. Это было существенной утратой для творчества скульптора. Тем более что очень многое из его творческого наследия - проекты памятников, эскизы, портреты, наброски, рисунки - более чем за 20 лет также не сохранилось. Остались лишь портреты, переведенные в мрамор и бронзу - они попали в музеи или же остались в мастерской скульптора.

Когда началась Великая Отечественная война, Всеволод Лишев, конечно, не предполагал, что она станет самым значительным, трагическим и величественным событием в его жизни и творчестве. Он остался в осажденном Ленинграде и прошел через все ужасные испытания, лишения и страдания блокадного ленинградца. А ведь он уже был пожилым человеком. В 1941-м ему исполнилось 64 года. Но он не только выжил, не погиб от голода, холода, страшных физических и моральных потрясений - он работал и создал уникальную серию произведений о трагедии и беспримерном мужестве осажденного Ленинграда и ленинградцев. Критики с удивлением и восхищением утверждают, что эта работа стала "единственной в своем роде в скульптуре". Сам же Всеволод Всеволодович писал: "Я лепил то, что поражало, захватывало, казалось характерным, отражало жизнь ленинградцев".

Свою серию "Защитники Ленинграда" он начал "мирной" небольшой статуэткой "Балет", исполненной под впечатлением увиденного уже в начале войны спектакля "Лебединое озеро" в Театре оперы и балета имени С.М. Кирова. Вылепленная в непривычной для него экспрессивной манере, она передает не только драматизм самого сюжета, но, очевидно, и состояние скульптора от тяжелых вестей с фронта. Этот же настрой чувствуется и в портрете "Девушка-беженка", на милом прелестном лице которой лежит драматическая тень страшных лишений.

В.Лишев. Мать. 1958 Совсем иными, неожиданными стали скульптурные группы "Драка первобытных за пищу" и "Драка". Художник в иносказательной форме открыл ужасную сущность голодных людей, которые в борьбе за хлеб становятся первобытными, теряют человеческий облик. Было и такое в осажденном городе, и потрясенный скульптор с убийственной правдивостью лепил и эти ужасные сцены. Повседневными, более характерными были другие эпизоды, которые скульптор сохранил для нас в гипсе. Названия этих фигур и групп говорят сами за себя - "Дежурство у ворот дома" (работа явно автобиографическая, в начале войны еще устраивались дежурства, потом охранять было нечего), "За мужа", "Снова на фронт", "За водой", "На оборонных работах" (небольшая лирическая сценка - юноша и девушка в минуту отдыха), "Женщины, полоскающие белье", "Колют дрова", "Очередь". Несколько гипсов отображают раненых и врачей. Страшные в своей документальной правдивости "Мертвая", "Свежая могила", фигурки девушек, бойцов, группа "Весна 1942 года в Ленинграде".

Вероятно, с фотографий Всеволод Лишев исполняет заказные портреты погибших летчиков, Героев Советского Союза П.А. Бринько и Б.Ф. Сафонова. Несколько плакатными выглядят скульптуры "Последняя граната", "Портрет партизана", "Танк в бою", "Слава русскому воину". Это были попытки создать обобщенный образ для задуманного проекта большого многофигурного мемориала "Защитники Ленинграда". Исполненный в нескольких гипсовых эскизах, он так и остался неосуществленным.

Но художнику удалось создать обобщенный реквием героическим защитникам города в двухфигурной композиции "Мать" (1958, Русский музей). Над павшим сыном-воином в безутешном горе склонилась его мать. По своей трагической и величественной силе это произведение вполне можно назвать ленинградской "Пиетой". В своем стремлении достичь убедительной образной силы В.В. Лишев явно обращается к знаменитой "Пиете" Микеланджело. И в пластике, и в композиции, и в строгой, сдержанной классической манере исполнения. Такого потрясающего, впечатляющего обобщенного образа скульптор не достигал ни в одной своей блокадной скульптуре.

Работал он над "Матерью" долго. Первый гипсовый эскиз появляется еще в 1953 году. Затем было еще несколько вариантов. Оптимального решения он достиг лишь в 1958 году, когда незадолго до смерти перевел композицию в мрамор - единственную из своих блокадных гипсовых композиций. Вероятно, считая "Мать" наиболее значительной и важной из серии "Защитники Ленинграда".

Всего же Всеволод Лишев исполнил в осажденном городе более 50 (!) скульптур - гипсовых эскизов фигур, групп, композиций, портретов, натурных набросков. Вдумайтесь в это почти немыслимое для тех ужасных, страшных, подчас нечеловеческих условий работы в вымирающем городе! Каждая из тех 50 могла стать последней для старого и больного мастера. Даже лепка из гипса требовала большого физического напряжения, сил и настойчивости. Это было под силу молодому, энергичному скульптору, работающему в нормальных, мирных условиях. Но старому и больному художнику?! В это трудно поверить. Действительно, как скромно утверждают современники скульптора, это был человеческий духовно-нравственный и профессиональный подвиг, "единственный в своем роде". Если б он сделал лишь эти блокадные гипсы, он уже вошел бы в историю отечественного искусства, в историю Великой Отечественной войны. И стоит лишь сожалеть о том, что этот подвиг русского скульптора сейчас почти забыт.

После войны Всеволод Лишев продолжал активно работать. Он - автор памятников академику И.П. Павлову в Колтушах (1952), Д.И. Менделееву (1952), А.С. Грибоедову на Пионерской площади (1959), К.Д. Ушинскому на набережной Мойки (1961) в Ленинграде, продолжил свою портретную галерею. Профессор В.В. Лишев воспитал несколько поколений советских скульпторов, среди которых Н.В. Томский, В.И. Ингал, М.Ф. Бабурин и другие.

Всеволод Всеволодович Лишев удостоился высших государственных званий и наград. Он - действительный член Академии художеств СССР (1949), профессор (1948), народный художник СССР (1957), лауреат Государственной (Сталинской) премии (1942, за модель фигуры для памятника Н.Г. Чернышевскому). Он был награжден орденом Ленина. Но самой высокой его заслугой перед страной и отечественным искусством останется его подвиг в блокадном Ленинграде. Академик скульптуры В.В. Лишев умер 15 августа 1960 года в Ленинграде, похоронен на Шуваловском кладбище. Здесь же похоронена и его жена, художница и скульптор Клавдия Арсеньевна Лишева (1884-1957). В оформлении надгробного памятника использован ее портретный барельеф, выполненный В.В. Лишевым еще в 1929 году.

могила В.В. Лишева

 
Hosted by uCoz