АДАШЕВСКИЙ Константин Игнатьевич (1897-1987)

К.И. Адашевский Русский актер театра и кино К.И. Адашевский родился 29 марта (11 апреля) 1897 года. Его детство и юность пришлись на суровые годы начала XX века, годы войн и революций в России. Он окончил гимназию до революции, а вот вопрос получения высшего образования Адашевскому пришлось решать уже после Октября 1917 года. Еще не отгремели революционные грозы, а Константин Адашевский уже поступил в Петроградскую Школу русской драмы имени Давыдова.

Он окончил ее в 1925 году, в возрасте 28 лет, так что актерскую карьеру К.И. Адашевский начал достаточно поздно. Он попал в труппу Ленинградского академического театра драмы имени А.С. Пушкина - знаменитой Александринки. Никто не мог тогда предположить, что придя в Александринку, Адашевский останется в ней навсегда, и первый его театр так и останется единственным.

К середине 1930-х годов К.И. Адашевский становится одним из ведущих актеров театра, однако в эти годы он также начинает сниматься в кино. Сначала он сыграл роль геолога Чернявского в приключенческом фильме Адольфа Минкина "Лунный камень" (1935), а затем, в том же 1935 году, небольшую роль жандарма в фильме "Подруги". В этой ленте начинающий киноактер Константин Адашевский играл рядом со звездами советского кинематографа - Борисом Бабочкиным, Яниной Жеймо, Николаем Черкасовым, Борисом Чирковым, Зоей Федоровой, Степаном Каюковым и другими. Успех киноповести "Подруги" и блестяще раскрытый Адашевским образ жандарма способствовали тому, что актера все чаще приглашают на киносъемки. В 1938 году Адашевский снимается в комедийном фильме "Маска", в 1939-м режиссер Исидор Анненский приглашает актера на роль священника в экранизации чеховского рассказа "Человек в футляре", а режиссер Фридрих Эрмлер доверяет Адашевскому роль Авдеева в серьезном фильме "Великий гражданин" о С.М. Кирове. Далее следуют роли в телеспектакле "Враги" (1939) и исторической киноленте "Разгром Юденича" (1940).

К началу Великой Отечественной войны К.И. Адашевский становится ведущим актером Ленинградского академического театра драмы, популярным киноактером, который умеет сыграть самые разные роли, выразительно отработать даже в маленьком эпизоде. Война приносит Адашевскому новые роли, проникнутые героизмом и патриотизмом. В 1941 году на экраны выходит производственная драма "Отец и сын", а чуть позже военный фильм "Фронтовые подруги". Адашевский играет небольшие роли, но и Мартьянов и Военврач из этих картин были раскрыты талантливо и запомнились кинозрителям. Не забывал актер и о театре. Во время войны он участвовал в спектаклях и концертах на передовой, в госпиталях, исколесил немало фронтовых дорог. Как-то он рассказал журналистам такой забавный случай: "После очередного концерта к нам подошла девушка из Прокопьевска с санитарной сумкой на боку и попросила: "Если будете выступать с концертом в нашем городе, то передайте моей маме привет и поцелуйте её от моего имени". При этом звонко чмокнула меня в щеку. На концерте в Прокопьевске я со сцены рассказал об этой девушке и назвал её фамилию. Через минуту подошла миловидная женщина. Я сказал, какая у неё мужественная дочь, которая, рискуя жизнью, выносит раненых с поля боя. После чего под аплодисменты зрителей поцеловал женщину в щеку. Это был единственный случай, когда пришлось выполнять необыкновенную просьбу".

В послевоенные годы К.И. Адашевский играет маленькие роли в фильмах "Простые люди" (1945, повар), "Солистка балета" (1946, отец Ольги). В знаменитом фильме-сказке "Золушка" (1947) Надежды Кошеверовой по сценарию Евгения Шварца Адашевский сыграл роль Королевского Герольда. Когда в конце 1940-х - начале 1950-х годов началась мода на создание биографических фильмов, Адашевский смог проявить себя в самых разных, не похожих друг на друга ролях. Таковы роли отца Павлова в киноленте "Академик Иван Павлов" (1949), Ржевский из фильма "Мусоргский" (1950), Губернатор ("Джамбул", 1952), эпизод из кинофильма "Белинский" (1951).

В 1950-е годы К.И. Адашевский особенно много снимается в кино. Один за другим выходят фильмы, в которых он играет пусть небольшие, но очень характерные и запоминающиеся роли. Это Афремов ("Живой труп", 1952), лакей Карп ("Лес", 1953), Хлынов ("Горячее сердце", 1953), филателист ("Кортик", 1954), директор завода ("Запасной игрок", 1954), ученый ("Два капитана", 1955), Эйлер ("Михайло Ломоносов", 1955), австрийский генерал ("Овод", 1955), Винокуров ("Следы на снегу", 1955), Рыбаков ("Дорога правды", 1956), адмирал Свешников ("Балтийская слава", 1957), Уэстерби ("Его время придет", 1957), кассир цирка ("Тамбу-Ламбу", 1957), швейцар ("Улица полна неожиданностей", 1957), профессор Ребриков ("Это случилось на Некрасовской", 1957), генерал Краснов ("В дни октября", 1958), Кишкин ("День первый", 1958), адвокат ("Красные листья", 1958), городской голова ("Шли солдаты", 1958), Пал Палыч ("Театр зовет", 1958), Дятлов ("Темные люди", 1959), губернатор ("Первые испытания", 1960).

К.И. Адашевский Последней в этом длинном списке маленьких ролей стала роль Сергея Васильевича - начальника строительства из комедийной киноленты Надежды Кошеверовой "Осторожно, бабушка!" (1960). И пусть этот фильм не стал шедевром советского кино, несмотря на участие в нем Фаины Раневской, Ролана Быкова, Леонида Быкова, Ариадны Шенгелая, Сергея Филиппова, свою роль Константин Адашевский отыграл, как всегда, ярко и профессионально. Нужно сказать, что Адашевский обладал "счастливой" актёрской внешностью - его фактура позволяла работать в самых разных жанрах. Он играл и добродушных толстяков и отъявленных негодяев, "породистых" профессоров и мелких мошенников, рабочих и чиновников, солдат и генералов, священников и швейцаров, волшебников, дворецких, адвокатов… Но после фильма "Осторожно, бабушка!" в киносъемках у Адашевского наступает пятилетний перерыв.

Свое отсутствие на киносъемочных площадках К.И. Адашевский компенсировал новыми работами в театре. Без его участия не проходит ни одна крупная театральная постановка. В 1951 году за участие в спектакле "Незабываемый 1919-й" в Ленинградском театре Драмы имени А.С. Пушкина группе актеров была присвоена Государственная (Сталинская) премия II степени. В числе лауреатов премии был и К.И. Адашевский.

Но наступает 1965 год и Адашевский возвращается в кино. Он вновь играет маленькие и даже эпизодические роли, и вновь один за другим выходят фильмы с его участием - "Музыканты одного полка" (1965), "Начальник Чукотки" (1966), "Браслет-2? (1967), "Мятежная застава" (1967), "Татьянин день" (1967), "Берег юности" (1969), "Преступление и наказание" (1969), "Зеленые цепочки" (1970), "Угол падения" (1970), "Хозяин" (1970), "Тень" (1971), "Двенадцать месяцев" (1972), "Все улики против него" (1974), "Царевич Проша" (1974), "Что человеку надо" (1975). А потом - опять почти пятилетний перерыв в киносъемках.

Последнее возвращение Адашевского в кино состоялось в 1979 году, когда актеру было уже 82 года. Надежда Кошеверова пригласила его на роль волшебника в фильме "Соловей" (1979) по мотивам сказок Г.-Х. Андерсена. И вновь на съемочной площадке собрались "звезды" советского кино - Зиновий Гердт, Александр Демьяненко, Николай Трофимов, Александр Вокач, Николай Караченцов, Сергей Филиппов… И Адашевский снова блеснул на экране, выразительно сыграв свою небольшую роль в фильме. Последними ролями Константина Адашевского в кино стали Сэм Фарроу в "Рафферти" (1980) и дядя Федя в фильме "Соперницы" (1985). В 1979 году К.И. Адашевский стал лауреатом Государственной премии РСФСР имени К.С. Станиславского (за театральную работу), а 6 июня 1985 года ему было присвоено звание народный артист СССР.

Один из самых колоритных мастеров ленинградской сцены, ведущий актёр "Александринки", народный артист СССР Константин Адашевский умер в Ленинграде 2 июня 1987 года, на 91-м году жизни. Похоронили его на Серафимовском кладбище рядом с народной артисткой СССР О.Я. Лебзак (1914-1983). На сцене Ленинградского драматического театра имени Пушкина Адашевский проработал практически всю свою жизнь, став настоящей легендой этого театра.

могила К.И. Адашевского

могила К.И. Адашевского

 
Hosted by uCoz