ЛАВРОВ Кирилл Юрьевич (1925-2007)

Лавров К.Ю. Выдающийся русский актер К.Ю. Лавров родился 15 сентября 1925 года в Ленинграде. Он родился в актерской семье. Его отец, Юрий Сергеевич Лавров (1905-1980), народный артист СССР, не имел специального актерского образования, но уже в 14 лет поступил во вспомогательный состав Петроградского Большого драматического театра, который размещался тогда в консерватории, участвовал в массовках, играл эпизоды. В то время там работали В.Ф. Монахов, Ю.М. Юрьев, М.Ф. Андреева, а литературным директором театра был Александр Блок. Когда отцу Кирилла надоело участвовать в массовках, он вместе с Владимиром Соловьевым, известным режиссером, решил создать свой "Молодой театр", организованный в Доме графини Паниной на Лиговке. Там Лавров познакомился с молодой актрисой Ольгой Ивановной Гудим-Левкович (1903-1967), которая стала его женой и мамой Кирилла. Вместе они участвовали в спектакле "Бесприданница" А.Н. Островского (Гудим-Левкович играла Ларису, Лавров - Карандышева). После удачной постановки Юрия Лаврова пригласил в Москву Всеволод Мейерхольд. Однако отношения с Мейерхольдом у Ю. Лаврова не сложились, и он вернулся в родной город. Работал во многих театрах, сначала на Дальнем Востоке, а потом принял приглашение Киевского театра им. Леси Украинки, где проработал до самой смерти.

В отличие от отца, мама К.Ю. Лаврова в театрах почти не играла. Она занималась литературно-чтецкой деятельностью, много выступала на радио. Дед Кирилла Лаврова с отцовской стороны, Сергей Васильевич Лавров, руководил гимназией Императорского человеколюбивого общества, помогавшего детям-сиротам. Сергей Васильевич не принял революцию и эмигрировал. А бабушка Лаврова, Елизавета Акимовна, категорически отказалась уезжать и осталась с детьми в Петрограде. Позднее С.В. Лавров основал центр русской эмиграции в Белграде, стал смотрителем русских школ в разных городах Сербии.

Детство Кирилла было обычным. Телегин в "Хождении по мукам" говорит: "Я обычен, как восьмой номер калош", так и Кирилл был абсолютно восьмой номер калош ленинградского мальчишки. Рожденный в актерской семье, Кирилл Лавров уже в юности определил свое призвание, хотя и пытался после школы поступать в мореходное училище. Но война внесла в его планы существенные коррективы. В 1941 году он окончил 7 классов 155-й ленинградской школы, а после начала Великой Отечественной войны они с матерью и младшей сестрой эвакуировались в Кировскую область. Чтобы прокормить семью (родители к тому времени были в разводе), Кирилл работал грузчиком на заготовительном пункте зерна. В 1942 году семья была эвакуирована в Новосибирск, где он стал работать на заводе № 325 Наркомата боеприпасов сначала учеником, а затем токарем. В начале 1943 года, в 17 лет, Кирилл добровольно пошел в армию. Он искренне хотел защищать Родину, хотел попасть на фронт, чтобы с винтовкой в руках бить фашистов, уговаривал военкома отправить его на фронт. Но в армию его долго не брали: Кирилл работал на военном заводе в Новосибирске, у него была "бронь" и не было призывного возраста.

Об этом времени К.Ю. Лавров вспоминал: "Работать было очень тяжело. Смены были по 16 часов, кормили нас макаронами, которые поливали какой-то олифой. После смены еле добредешь до дома, едва успеешь ополоснуться и рухнешь спать. Через восемь часов снова на работу. И никаких выходных. До того, как я упросил в военкомате взять меня в армию, я узнал, что в обкоме комсомола набирают на курсы радистов для заброски в тыл к немцам. Я побежал туда: "Возьмите меня!" Какой-то смешной инструктор обкома пугал меня своими вопросами: "А вот если ты попадешь в плен к немцам, выдашь своих или нет?", а я ему отвечал: "Не выдам!". Потом выяснилось, что для того, чтобы попасть в эту команду, нужно было быть комсомольцем, а я им не был. Побежал в райком, быстро вступил в комсомол, чтобы меня в ту команду, для заброски в тыл, взяли! А когда уже комсомольцем прибежал в обком, то узнал, что группу набрали и приема больше не будет". В итоге Лавров попал в Усть-Каменогорск, куда эвакуировалась Астраханская военно-авиационная школа механиков. Там он проучился два года и вышел из училища в 1945 году, когда война уже закончилась. После этого он в составе 581-го полка 255-й дивизии 10-й воздушной армии в течение 5 лет проходил службу авиатехником в бомбардировочном полку на острове Итуруп на Дальнем Востоке. Там, в армейской самодеятельности, ему и вспомнилось увлечение театром. Первой ролью Лаврова был Боб Морфи в "Русском вопросе" К. Симонова.

Отец хотел, чтобы Кирилл служил в авиации, и с самого начала был категорически против театральных устремлений сына. Он видел сына военным инженером и думал, что тот закончит академию, станет офицером. Однако вопреки мнению отца Кирилл Лавров, после демобилизации в 1950 году, едва сойдя с поезда, пошел поступать в театральное училище на Моховую к Л.Ф. Макарьеву. Он был допущен к конкурсу, но поскольку у Лаврова не было аттестата зрелости, его не приняли. В ту же пору в Ленинграде гастролировал Киевский театр драмы имени Леси Украинки, где тогда работал отец Кирилла. Он отправился к К.П. Хохлову, возглавлявшему Киевский театр, прочел весь свой небогатый репертуар и, к своему удовольствию, был приглашен на работу в театр. Актёр вспоминал: "Я не учился театральному мастерству, но под началом отца прошел хорошую актерскую школу. Сначала работал статистом в Киевском драмтеатре. Затем два года играл в массовке и был счастлив выходить на одну сцену с профессионалами. Главный режиссер К.П. Хохлов, который в свое время работал со Станиславским, дал мне такое образование, какое ни один институт не даст".

С 1950 по 1955 год К.Ю. Лавров работал в Киеве, постепенно получая новые роли. В пьесе Мдивани "Новые времена" он сыграл вместе с отцом (Ю.С. Лавров играл председателя колхоза, К.Ю. Лавров - его сына). Обладая прекрасными внешними данными, большим сценическим обаянием, начинающий артист с успехом сыграл целую серию интересных ролей, приобретая опыт и профессиональное мастерство.

В 1951 году в Киев приехала выпускница Школы-студии МХАТа Валентина Николаева, вскоре ставшая супругой Кирилла Юрьевича. Вместе они играли в пьесе Гольдони "Слуга двух господ" (он - Сильвио, она - Клариче) и в спектакле по пьесе Вс.Иванова "Бронепоезд 14-69". В 1955 году у них родился сын Сергей, и супруги переехали в Ленинград, куда их пригласил К.П. Хохлов, назначенный художественным руководителем Ленинградского Большого драматического театра им. Горького (с 1992 года театр носит имя Г.А. Товстоногова). С тех пор творческая жизнь К.Ю. Лаврова неразрывно связана с этим театром. Правда, его карьера в БДТ была под угрозой - вскоре после того, как Лавров пришел в театр, умер Хохлов. На молодого актера это оказало такое сильное влияние, что он даже собрался уходить из театра и ехать в Потсдам, в военный театр. Однако потом согласился остаться ещё на год в БДТ. Этот "год" продлился более 50 лет.

С 1956 по 1989 год БДТ руководил Г.А. Товстоногов. Он высоко оценил актёрский талант Кирилла Юрьевича. Лавров вспоминал о режиссёре так: "Он сделал великими Борисова, Басилашвили, Доронину, Лебедева, Смоктуновского, Юрского, Фрейндлих... При его руководстве была блестящая труппа. Он меня заметил, стал давать главные роли. То, кем я стал, это заслуга Георгия Александровича… О группе, работавшей с ним, он очень много думал. И, в частности, обо мне, я знал это. Неоднократно говорил: "Кира, меня беспокоит, что Вы стали много появляться в кино в одном и том же виде, Вам надо сыграть другое". И я получал Соленого в "Трех сестрах", Чарльза Говарда в "Четвертом" - что-то совершенно противоположное".

В БДТ Кирилл Лавров сыграл не один десяток ролей. Многие его роли стали без преувеличения легендарными, их значение выходит далеко за рамки одного театра: Лапшин в спектакле "В поисках радости" В.С. Розова (1957), Слава в "Пяти вечерах" А.М. Володина (1959), Сергей в "Иркутской истории" А.Н. Арбузова (1960), Платонов в "Океане" А. Штейна (1961), Молчалин в "Горе от ума" А.С. Грибоедова (1962), Давыдов в "Поднятой целине" М. Шолохова (1964), Соленый в "Трех сестрах" А.Чехова (1965), Нил в "Мещанах" М. Горького (1966, 1991), Городничий в "Ревизоре" Н. Гоголя (1972, 1991), Шаманов в "Прошлым летом в Чулимске" А.В. Вампилова (1974), Евгений Тулупов в "Трех мешках сорной пшеницы" В.Ф. Тендрякова (1975), Петр Мелехов в "Тихом Доне" М. Шолохова (1977), В.И. Ленин в композиции "Перечитывая заново" (1980), Астров в "Дяде Ване" А.Чехова (1982), Дугин в "Рядовых" А.А. Дударева (1985), Костылев в "На дне" М.Горького (1987), Президент в "Коварстве и любви" Ф. Шиллера (1990). Это было поистине удивительно, ведь Лавров, не имевший никакого театрального образования, стал ведущим артистом театра и 33 года проработал с Г.А. Товстоноговым.

В роли В.И. Ленина Как это часто бывает с театральными актерами, широкое признание, известность и народная любовь пришли к К.Ю. Лаврову в том числе и в результате работы в кино. Он начал сниматься в 1956 году. Вскоре после переезда в Ленинград Лавров снялся в фильме "Васек Трубачев и его товарищи". Затем сыграл в лентах "В дни Октября" (1958), "Ссора в Лукашах" (1959), но решающим для актера стал 1963 год, когда А.Б. Столпер пригласил К.Ю. Лаврова на роль Синцова в фильм "Живые и мертвые" по роману К.М. Симонова. В том же 1963 году, после успеха киноленты, К.Ю. Лаврову было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР.

Он удачно сыграл роль Лапина в картине "Верьте мне, люди!" (1964), потом были небольшие роли в фильмах "Долгая счастливая жизнь" (1966), "Залп "Авроры" (1966), "Возмездие" (1967), "Нейтральные воды" (1968), "Чайковский" (1969). В 1969 году выходит фильм И.А. Пырьева "Братья Карамазовы", где К.Ю. Лавров с блистательным мастерством воплощает сложнейший образ мировой литературы - Ивана Карамазова. После смерти И. Пырьева в 1968 году К.Ю. Лаврову совместно с М.А. Ульяновым пришлось завершать работу над этим фильмом. За эту работу Лаврову было присвоено в 1969 году звание народного артиста РСФСР.

Помимо перечисленных кинокартин зрителям запомнились его роли в фильмах "Любовь Яровая" (1970), "Ход белой королевой" (1971). Этапной в кино стала и роль Андрея Башкирцева (прообраз С.П. Королева) в фильме "Укрощение огня" (1972) Даниила Храбровицкого. В 1973 году артист стал лауреатом Всесоюзного кинофестиваля в номинации "Призы за лучшую актерскую работу". Среди несомненных удач Лаврова - роль В.И. Ленина в фильме "Доверие" (1976), роли в лентах "Еще не вечер" (1974), "Океан" (1974), "Повесть о человеческом сердце" (1975), "На Гранатовых островах" (1981), "Из жизни начальника уголовного розыска" (1983), "Колье Шарлотты" (1984), "Красная стрела" (1986), "Хлеб - имя существительное" (1988), "Исчадье ада" (1991), "Шкура" (1991), "Шизофрения" (1997), "Горько" (1998), "Убойная сила" (2000), "Бандитский Петербург" (2000), "Нежный возраст" (2000), "Мастер и Маргарита" (2005).

Роли Ленина, сыгранные К.Ю. Лавровым, стоит выделить особо. Интересно, что в одной из своих первых ролей герой Лаврова по сценарию планировал убить вождя мирового пролетариата. В 1958 году на "Ленфильме" режиссер Николай Лебедев снимал ленту "Андрейка". Лаврову досталась роль агента Временного правительства прапорщика Звонкова. По сюжету его персонаж должен был убить вождя. Чтобы Звонков чего-нибудь не перепутал, ему в руки дали фото Ленина. И вот Лавров-Звонков сидит в гримерке, и в это время туда входит режиссер. Он внимательно посмотрел на артиста и громогласно сказал: "Ну что, Кирилл, играть тебе Ленина!" Все в тот момент посмеялись. Но эти слова оказались пророческими. В фильмах "Доверие", "Двадцатое декабря", в спектаклях "Защитник Ульянов" и "Перечитывая заново" Лавров великолепно сыграл Владимира Ильича. За последнюю роль он был удостоен Ленинской премии. Лавров признавался, что считал Ленина одной из ярчайших личностей века, говорил: "Мне кажется, что фигура Ленина - это необыкновенно интересный материал. Это абсолютно шекспировские страсти, это трагедийная личность, человек, жизнь которого предоставила такой материал для фантазии, для разработки, особенно с возможностью изучать недоступные ранее источники. Это масса противоречий, сложная натура. Мне кажется, для артиста просто подарок сыграть такого человека. На себя я этот костюм уже не примеряю в силу возраста, а любому другому артисту могу пожелать успеха и позавидовать".

К.Ю. Лавров создал целую череду превосходных работ, таких как Виктор в "Долгой счастливой жизни" (1966), Гладышев в "Объяснении в любви" (1977), граф Карнеев в фильме "Мой ласковый и нежный зверь" (1978), Болингброк в телефильме "Стакан воды" (1979), Ярослав Мудрый в "Ярославне - королеве Франции" и т.д. В 1984 году на киностудии "Ленфильм" сняли криминальную драму "Преферанс по пятницам" режиссера И. Шешукова. После ее выхода разразился грандиозный скандал: партийный ленинградский босс Григорий Романов, перебравшись в Москву, продолжал ревностно смотреть за всем, что происходит в культурной столице. Посмотрев фильм, Романов пришел в ярость. В одной из сцен на пляже всенародный любимец Кирилл Лавров играл отрицательного персонажа и в кадре появлялся весь в наколках. "Зачем вы Лаврову столько наколок нарисовали?!" - распекал ленфильмовское начальство Романов. И был очень удивлен их ответом: "Так это у него свои". Спустя несколько месяцев на одном из приемов Романов подошел к актеру: "Негоже вам, партийному человеку, игравшему Ленина на сцене и в кино, соглашаться на то, что я увидел в "Преферансе по пятницам". Кирилл Юрьевич пожал плечами: "Я актер, и мне интересны любые роли".

Последней работой актера в кино стала роль Понтия Пилата в сериале "Мастер и Маргарита" режиссера Владимира Бортко. Лавров очень давно ждал приглашения на настоящую роль в кино, но в последние годы ему предлагали почему-то исключительно роли криминальных авторитетов. Бортко рассказывал о работе с великим актером: "Меня часто упрекали, что Понтий Пилат старый, но мне был больше важен масштаб личности, а Лавров - личность колоссальная. Я никого другого не видел в этой роли. И больше никто и не пробовался: меня абсолютно устраивал Лавров..."

Путь Кирилла Лаврова на сцене БДТ - пример постоянного профессионального роста в содружестве с режиссёрами - Георгием Товстоноговым и Темуром Чхеидзе, а также с выдающимися коллегами-актёрами. По отзывам коллег, Лавров отличался повышенной требовательностью к себе, он в каждой роли старался максимально проникнуть в характер своего персонажа. К.Ю. Лавров рассказывал о своём способе работы над ролью: "Для меня очень важны внутренняя работа, поиски в области интуиции, личных наблюдений, включение фантазии. По всей вероятности, это моя собственная "система" работы над ролью, потому что я не имею театрального образования, не знаком с теми законами, которым учат в институте. Конечно, я читал и Станиславского, и Чехова, и Топоркова - всех перечитал, но стройной системы работы над ролью у меня нет, я шел от роли к роли собственным опытом. И до сих пор подхожу к роли, как студент к первой работе".

Когда в 1989 году умер Товстоногов, всеобщим тайным голосованием Кирилла Лаврова выбрали на должность художественного руководителя БДТ. Против был только один голос - его собственный. При повторном голосовании против проголосовали двое: Кирилл Лавров и его жена. Но, конечно же, актеру пришлось согласиться. Никогда в жизни он не думал, что будет чем-то руководить, а тем более театром, который всегда вызывал у него священный трепет. Сравнивая себя с Г.А. Товстоноговым, Лавров признавал, что его учителю было легче, потому что он был прирожденным лидером: "Товстоногов был талантлив как Бог, он строил театр - это было делом его жизни. Я никогда к руководству не стремился и поэтому даже не чувствую себя на месте Товстоногова. На меня была возложена задача сохранить его театр. Я понимал, что я не великий режиссер и вообще не режиссер, это не моя профессия, и строить театр я не могу. Мне надо было сохранить достойный уровень, чтобы передать театр новому лидеру, сплотить труппу, сохранить достойный репертуар, чтобы не было стыдно за то, что мы не храним того, что завещано Товстоноговым. Пусть это громкие слова, но это так".

Понтий Пилат Несмотря на загруженность общественными делами, Кирилл Юрьевич с успехом репетировал и играл в новых спектаклях - Эфраим Кэбот в "Любви под вязами" Ю. О'Нила (1992), Иван Коломийцев в "Последних" М. Горького (1994), Дункан в "Макбете" У. Шекспира (1995). Его Пимен в спектакле Темура Чхеидзе "Борис Годунов" (1999) по Пушкину - закольцовывает действие, с его появления начинается спектакль. Он - всему свидетель, и ничто не скроется, не потеряется в его свитках. Пимен сыгран Лавровым с достоинством и мудрым спокойствием. Его полные скорби глаза многое помнят. И именно он, насмотревшись рыданий, авантюр и предательств, вправе произнести: "Народ безмолвствует..."

О работе К.Ю. Лаврова в спектакле Григория Козлова по пьесе Г. Гауптмана "Перед заходом солнца" (2000) критика писала: "Маттиас Клаузен Лаврова - человек от мира сего. Таким - интеллигентным и одухотворенным - хотелось бы видеть человека дела нашего времени. Он - собранный, легкий и светлый. Корректный и удивительно естественный. Доступный, без тени превосходства. И в то же время отличный от окружающих. Мудрость Клаузена - Лаврова - итог долгой жизни, пережитых страданий, мучительной работы мысли, познания глубин культуры, философии. Здесь и опыт одиночества, и знаковое чувство ответственности за эту юность, которая входит в его жизнь". Сам Кирилл Лавров об этом спектакле говорил: "Этот старик, Гауптман, точно знает и чувствует человека, перешагнувшего определенный возрастной рубеж. Мне мало надо было фантазировать, и очень легко было соединить то, что написал он, с тем, что происходит со мной. Ощущение неизбежно приближающегося окончания спектакля, именуемого жизнью, и ощущение того, что каждый человек подходит к этому абсолютно одиноким. Не потому, что у него нет друзей, родных, близких. Просто, вероятно, в силу заложенных Господом Богом психофизических законов каждый умирает в одиночку. Все это повторяется из поколения в поколение, но от этого проблема не уходит. Смена поколений, то, что идет на смену принципам и законам, по которым жил всю свою жизнь, - все это рушится, приходит другое. От понимания этого не делается легче. Борьба бессмысленна, а не бороться нельзя, поэтому, наверное, в результате Клаузен и приходит к Марку Аврелию и принимает "сахар с запахом горького миндаля".

Весь город знал К.Ю. Лаврова и как страстного любителя спорта. В детстве и юности он, как все подростки тех лет, гонял мяч во дворах и на пустырях. Он имел 1-й юношеский разряд по гимнастике, прекрасно ходил на лыжах, замечательно фехтовал, выигрывая в соревнованиях между театрами. Перед войной его приняли в юношескую команду ленинградского "Спартака", и кто знает, может быть, он стал бы не актером, а футболистом? Футбол был особой страстью К.Ю. Лаврова, всю жизнь он был неистовым болельщиком "Зенита". Много лет был капитаном футбольной команды БДТ. В одном из интервью Лавров так ответил на вопрос о хобби: "Чем увлекаюсь неизменно - футболом. Есть ли общее между футболом и театром? Ничего. Футбол - это прекрасно, а театр - это очень трудно". Именно Лавров читал закадровый текст в документальном фильме "Золото "Зенита", и выбор был не случаен - все в городе знали, что он - не просто страстный болельщик, но и настоящий друг футболистов и тренеров "Зенита".

Общественная работа для К.Ю. Лаврова давно стала потребностью. Здесь проявился его особый талант человеколюбия, деятельный интерес к людям. Он был членом партбюро театра, членом райкома, горкома партии, его избирали депутатом Верховного Совета СССР, Народным депутатом СССР (1989-1991) от Союза театральных деятелей СССР. Он был президентом Международной конфедерации театральных союзов стран СНГ (с 1992), членом комитета по Государственным премиям при Президенте России, членом Комиссии по науке, культуре, образованию и информации Межпарламентской Ассамблеи стран СНГ, академиком академии кинематографических искусств и наук России и Российской академии кинематографических искусств "НИКА". Возглавлял Ленинградское отделение Всесоюзного театрального общества и Союза театральных деятелей СССР.

К.Ю. Лавров в 1972 году был удостоен высокого звания народного артиста СССР, за выдающиеся заслуги в развитии театрального искусства в 1985 году ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Он - лауреат Ленинской (1982), Государственных премий СССР (1974, 1978), Государственной премии им. Васильевых (1974), премий КГБ и МВД СССР (1983, 1984), премии Президента РФ в области культуры и искусства (1997). Лавров был награжден орденами Ленина (1985), Октябрьской Революции (1971), Трудового Красного Знамени (1975), "Знак Почета" (1967), "За заслуги перед Отечеством" II (2005), III (2000) и IV (1995) степеней. К.Ю. Лавров - почетный гражданин Санкт-Петербурга (1995), кавалер почетного знака "Общественное признание" (1998), лауреат Национальной театральной премии "Золотая маска" в номинации "За честь и достоинство" (1999). Он был отмечен специальным призом Президента РФ "За выдающийся вклад в развитие российского кино" (2000), Международной премией им. К.С. Станиславского "За выдающийся вклад в развитие русского театра" (2000), актерской премией российских деловых кругов "Кумир" в номинации "За высокое служение искусству" (2002), Почетным дипломом Законодательного собрания Санкт-Петербурга (2000), ему присвоено почетное звание "Человек года" (1999) с занесением в Книгу почета и чести Северо-Запада России. В январе 2000 года имя "Кирилл Лавров" присвоено малой планете # 6764, открытой Крымской обсерваторией 7 октября 1981 года.

15 сентября 2005 года, в день 80-летия Кирилла Юрьевича состоялась премьера спектакля "Квартет" по пьесе Р. Харвуда. В этой постановке юбиляр вышел на сцену со своими давними друзьями Олегом Басилашвили, Алисой Фрейндлих и Ниной Усатовой. Роль Реджинальда Пэджета стала последней театральной работой Лаврова. Говоря о своем юбилее, актер говорил: "Ох уж этот юбилей… Никакого отношения лично ко мне это не имеет, потому что люди так долго не живут… 80 лет - это вообще сумасшедший срок, который, слава богу, мне был отпущен. Представить, что это мне исполнилось 80 лет, я не могу никак. У меня такое ощущение, что это юбилей какого-то другого человека…"

В близкую смерть Кирилла Лаврова не хотелось верить, хотя шепотом о том, что он плох, говорили многие. В сентябре 2006 года актер попал в больницу с сердечным приступом. Если бы не директор БДТ Борис Котребинский, который зашел к Лаврову в гости и вызвал "Скорую", неизвестно, чем бы все закончилось. Но врачи приехали быстро и отвезли артиста в кардиологическое отделение Военно-медицинской академии. Медики настаивали на операции - у Лаврова было серьезное заболевание кровеносной и лимфатической систем, требовалась пересадка костного мозга. Дочь Маша ни на минуту не задумалась и стала донором. После операции Кирилл Юрьевич пошел на поправку, вскоре его выписали. Он даже вышел на сцену: 24 марта 2007 года в БДТ играли "Квартет". После долгого перерыва К.Ю. Лавров с упоением вышел на родную сцену, как оказалось, в последний раз…

Когда Кирилл Лавров 29 марта прилетел в Москву проводить в последний путь своего давнего друга Михаила Ульянова, все, кто его видел, вздрогнули. Любимый актер так плохо передвигался, выглядел очень бледным и похудевшим, что все понимали - Лавров серьезно болен. Он с трудом поднялся на сцену Вахтанговского театра, где стоял гроб с телом Ульянова. Его шатнуло, и Михаил Швыдкой еле успел поддержать его под руку. Кирилл Лавров смахнул слезу, сел рядом с Юрием Любимовым и Галиной Волчек. А потом, хотя говорить ему было очень трудно, все-таки вышел к микрофону: "Низкий поклон тебе, дорогой мой брат! Пока мы ходим по этой грешной земле, я буду тебя помнить". После "Братьев Карамазовых", где актеры сыграли вместе, Ульянов называл Лаврова братом Иваном, а тот его - братом Дмитрием. Оба они были не только сильнейшими актерами, но и руководителями самых знаменитых театров страны.

Увы, самому Кириллу Лаврову жить оставалось всего месяц. 20 апреля он проводил собрание коллектива, где обсуждались ближайшие планы театра. В среду, 25 апреля, знаменитый актер почувствовал себя плохо, у него поднялась температура. Родственники вызвали "Скорую помощь", актера срочно госпитализировали. Но на этот раз чуда не произошло, 27 апреля 2007 года, в 6.15 утра сердце Кирилла Юрьевича остановилось.

В воскресенье, 29 апреля, Лавров должен был играть в постановке "Квартет", но вместо этого Большой драматический театр прощался со своим художественным руководителем. Таких великих деятелей российской культуры, как Кирилл Лавров, обычно хоронят в престижном пантеоне Александро-Невской лавры. Именно там по своим заслугам перед Россией должен был найти упокоение Лавров. Но он, зная об этом, еще при жизни сделал свой выбор - завещал похоронить его на скромном Богословском кладбище, рядом со своей женой, Валентиной Александровной, ушедшей из жизни 5 лет назад. В гроб актера родные положили венчальные свечи. В день похорон, на матч с "Томью" игроки питерского "Зенита" вышли с траурными повязками - в память о Лаврове.

А вдруг сейчас, в эпоху Интернета, новые технологии заменят книгу? Но я лично получаю удовольствие от чтения старых книг. Я консерватор и ретроград? Может быть. Но мне жалко книжку. Я книжку очень люблю, собирал библиотеку в букинистических магазинах. Мы играли "Ревизора" в театре, помню, я купил себе у букинистов книгу, изданную при жизни Николая Васильевича Гоголя. Открывал эти страницы и погружался в эпоху… Другое дело, что сегодня читают. У меня такое впечатление, что в основном детективы. Помню, совсем недавно наши толстые журналы начали публиковать Распутина, Астафьева, и вся страна их читала! Надеюсь, душа жителей России скоро потребует чего-то большего, чем приключенческой литературы…

К.Ю. Лавров
могила К.Ю. Лаврова

могила К.Ю. Лаврова

 
Hosted by uCoz