Русский советский драматург, поэт, прозаик, сценарист А.М. Володин (настоящая фамилия - Лифшиц) родился 10 февраля 1919 года в Минске. Рано оставшись сиротой, он с детских лет воспитывался у дяди - московского врача. Свое детство и отрочество в трудные 1920-е годы Володин позднее называл ослепительно мрачными. После окончания школы и краткосрочных педагогических курсов он пошел работать учителем в сельскую школу. С детства писал стихи.
Незадолго до начала войны, в 1939 году, Володина забрали в армию. Вот как он вспоминал о начале войны и своем юношеском восприятии ее: "Война! Это значит - конец казарме, заграничные страны, и после победы - домой! Мы шли строем, но пели, хохотали, и командиры нас не останавливали. Было смешно, что женщины у ворот и дверей, глядя нам вслед, плакали". В его военных стихах есть такие строки:
В траншейных профилях земли
Мы пели. А над нами пели
снаряды. Плакали, скрипели
И подпевали, как могли.
В годы Отечественной войны он был связистом, сапером, участвовал в боях на Западном и Белорусском фронтах. Столкнувшись с тяготами военного времени, оказавшись на волосок от смерти, пережив ранение, контузию и госпиталь, восприятие войны изменилось. Как вспоминал А.Володин, "для меня годы, когда обо всем еще только мечталось, сменились годами, когда многое стало уже невозможно". После ранения Александр был демобилизован, уехал в Москву и поступил на сценарный факультет ВГИКа.
В 1949 году тридцатилетний Александр Володин окончил ВГИК и уехал в Ленинград, где работал редактором на киностудиях "Ленфильм" и "Леннаучфильм". Именно в Ленинграде Володин дебютировал как прозаик, опубликовав в 1953 году несколько рассказов. В 1954 году вышла его первая книга - "Рассказы", обозначившая интерес к повседневной жизни современников, характерам, языку и быту людей обычных профессий. Первая же пьеса Володина - "Фабричная девчонка" (1956) шла в театрах Москвы, Ленинграда, в других городах нашей страны и за рубежом и пользовалась большим успехом. Эта пьеса, в центре которой обаятельный, несмотря на определенную тенденциозность, образ молодой ткачихи, борющейся в актуальном духе "оттепели" с рутиной, бюрократизмом и догматизмом, за год сделала его одним из самых популярных драматургов, принесла Володину широкую известность, долгие годы не сходила с советской сцены.
Через три года появляется пьеса "Пять вечеров" (1959), затем - "В гостях и дома" (1960), "Моя старшая сестра" (1961), "Идеалистка" (1962). Через двадцать лет, в 1979 году, пьеса "Пять вечеров" была экранизирована Н.Михалковым и по-прежнему имела успех, так как внушала веру в жизнь, обращалась к достоинству человека, звала к свободному выбору своей судьбы. Володин стал драматургом ленинградского БДТ, а вскоре и московского театра "Современник". Пьеса "Назначение" (1964) была поставлена О.Ефремовым, став "гвоздем" сезона.
В середине 1960-х годов А.М. Володин начал сотрудничество с кинематографом. В 1965 году по его сценарию на киностудии "Мосфильм" был снят фильм "Звонят, откройте дверь!" (режиссер А.Митта), а в 1966 году - "Похождения зубного врача" (режиссер Э.Климов). Дебют в кино оказался удачным, оба фильма популярны и сегодня. Кинолента А.Митты получила в 1966 году Гран-при "Золотой лев св. Марка" на международном кинофестивале детских фильмов в Венеции. А вот фильму Элема Климова не слишком повезло, его долго не выпускали на экраны, в широкий прокат фильм вышел лишь в конце 1980-х годов.
В 1967 году по пьесе А.М. Володина режиссером Георгием Натансоном был снят фильм "Старшая сестра", ставший одним из самых любимых. Популярности фильма способствовал и замечательный актерский состав - Олег Басилашвили, Татьяна Доронина, Евгений Евстигнеев, Михаил Жаров, Леонид Куравлев, Инна Чурикова. Следующей киноработой стал сценарий к мелодраме "Загадочный индус". Этот фильм о добром, отзывчивом актере цирка, Викторе Михайловиче Кукушкине, снятый режиссером Петром Тодоровским в творческой мастерской Григория Чухрая, вышел в 1968 году под названием "Фокусник". В том же 1968 году Александр Володин по собственному сценарию поставил фильм "Происшествие, которого никто не заметил". Эта трогательная и поучительная история скромной и не очень красивой продавщицы овощного магазина также полюбилась кинозрителям. В фильме, снятом на киностудии "Ленфильм", сыграли Жанна Прохоренко, Вера Титова, Евгений Лебедев, Виталий Соломин, Павел Луспекаев и другие известные актеры. Рисуя людей "незаметных" профессий, Володин выступал против рутины, догматизма, обывательской психологии - за право человека на утверждение своего назначения в жизни.
В конце 1960-х годов в драматургии Володина возникает новый жанр - пьеса-притча. К этому жанру относят пьесы: "Дульсинея Тобосская" (1969; пост. 1971), "Кастручча" (1968, пост. 1988), "Мать Иисуса" (1970, пост. 1988), а также трилогию о первобытных людях "Две стрелы" (1967; пост. 1980), "Выхухоль", "Ящерица" (1969; пост. 1982). Все, кто любит театр, восхищались его великолепными пьесами. Говорили, что если бы Чехов жил в наше время, он удостоил бы пьесы Володина похвалы. Театроведы утверждали: "володинский театр" определил репертуарную эпоху десятилетий. Володин был одним из немногих людей в советском театре, кто доказывал от пьесы к пьесе право человека на частную жизнь, на личные привязанности, на одиночество, говорил о слабости и непонимании со стороны других. Работа Володина постоянно вызывала критику советских номенклатурных критиков и драматургов. Некоторые его пьесы подверглись критике в печати за элементы дегероизации действительности.
Александр Моисеевич продолжал сотрудничать с кино. В 1975 году на экраны страны вышла трогательная мелодрама "Дочки-матери", снятая по его сценарию Сергеем Герасимовым, а в 1979 году по его пьесе "С любимыми не расставайтесь" режиссер Павел Арсенов снял одноименный фильм.
Особое место в творчестве Володина занимает киносценарий "Осенний марафон" (1979), ставший фильмом (режиссер Г.Данелия) и пользующийся необыкновенной популярностью. По словам кинокритика М.Иванова, это "самый любимый фильм Данелия о хорошем человеке, добром настолько, что от доброты такой больно и ему, и его близким. Он разрывается между женой и любовницей, принципами и жалостью, близкой к малодушию. Он прячется от подлеца, чтобы не подать ему руки. Он "режет хвост собаке по частям". Сценарий Александра Володина великолепен в каждом слове". Выше всяких похвал в фильме сыграли актеры Олег Басилашвили, Марина Неелова, Наталья Гундарева, Евгений Леонов, Норберт Кухинке, Галина Волчек и другие. Фильм "Осенний марафон" получил главный приз "Золотая раковина" на Международном кинофестивале в Сан-Себастьяне, награды других кинофестивалей. Затем по сценариям А.Володина были сняты прекрасные кинофильмы "Назначение" (1980), "Слезы капали" (1982, сценарий А.Володина совместно с Г.Данелия и К.Булычевым), "Две стрелы. Детектив каменного века" (1989), "Униженные и оскорбленные" (1990), "Настя" (1993, сценарий А.Володина совместно с Г.Данелия). Поклонники таланта драматурга заговорили о "кинематографе Володина". Он никогда не поселял своих персонажей в комфортабельные условия, не награждал их житейской удачей, но неизменно раскрывал человеческое в каждом из них. Многие фильмы, поставленные ведущими отечественными режиссерами по его пьесам, вошли в "золотой фонд" российского кино и были отмечены на международных кинофестивалях.
В 1984 году выходит пьеса "Блондинка", в 1985-м - пьесы "Графоман" и "Портрет с дождем". Еще в 1960-е годы Володин написал две книги воспоминаний - "Для театра и кино" и "Оптимистические записки" (обе 1967). В 1990-е годы он продолжил выпуск мемуаров публикацией книг "Записки нетрезвого человека" (1991), "Одноместный трамвай" (Записки несерьезного человека) (1990), "Монологи. Пять вечеров"; а в 1993 году издал книгу публицистики "Так неспокойно на душе" (Записки с отступлениями). В воспоминаниях, обнаруживших способность драматурга к безжалостному исповедальному самораскрытию, примечательно утверждение Володина о том, что именно недоброжелательная критика способствовала его непрестанному творческому росту.
Знаменитый драматург, Володин был менее известен как поэт, хотя стихи писал с детства. Уже в последние годы своей жизни он говорил: "Я снова сочиняю стихи и не в силах остановиться". Вот несколько строк из его последних стихотворений:
Будущего громы и тревоги,
будущего горные дороги,
будущего краткие веленья -
наши первые стихотворенья.
Неба не достигшие молитвы,
славой не увенчанные битвы,
тайные обиды и грехи -
поздние, ненужные стихи...
Александр Володин - лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1981), национальной театральной премии "Золотая маска" в номинации "За честь и достоинство" (1996), премии Президента Российской Федерации в области литературы и искусства (1999), премии "Триумф" (1999). Лауреат литературной премии "Северная Пальмира" (1996). Он был награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" второй степени, медалями.
Его называли последним гением ушедшего века. Самый значительный драматург России был тихим, крошечным, почти прозрачным человеком, жил где-то на окраине жизни, там писал книги, там и погас... "Я так люблю простых людей. Мне с ними легко. Я всегда себя чувствую человеком из очереди, одним из тысяч и тысяч. Этому меня научила война", - говорил Александр Моисеевич. Еще в военные годы, в результате контузии у Володина был поврежден слух. С течением времени эта беда прогрессировала. Он слышал плохо, но избегал носить слуховой аппарат - ему казалось, что этим он смущает собеседников.
Драматург Александр Володин скончался в петербургской больнице ночью 17 декабря 2001 года, на 83-м году жизни. Его похоронили на Комаровском кладбище под Петербургом.
После смерти драматурга в Санкт-Петербурге была учреждена премия имени Александра Володина. Лауреатами этой премии были художественные руководители БДТ и МХТ им. Чехова Кирилл Лавров и Олег Табаков, поэт и музыкант Александр Дольский и писатель Илья Штемлер. Такая же премия была вручена грузинскому художнику, литератору и режиссеру Резо Габриадзе - участнику Всероссийского театрального фестиваля "Пять вечеров" имени А.Володина в Санкт-Петербурге.
Имя петербургского поэта и драматурга Александра Володина знакомо всем, кто любит кино и театр. Любимые кинофильмы, знаменитые спектакли еще товстоноговского БДТ и ефремовского "Современника", поставленные по его сценариям и пьесам, всегда запоминались своей уникальной интонацией, негромким, совсем не назидательным голосом человека, который знает о жизни что-то такое, о чем мы сами и не догадывались, мимо чего мы проходим не замечая. Пьесы Володина не устаревают. У них всегда был и есть свой зритель - человек интеллигентный, способный к сопереживанию. Человек, уважающий свои права, но не забывающий и о своих обязанностях, сверяющий их с нравственными императивами.