КЕССЕНИХ-ГРАФЕМУС Луиза (1786-1852) | KESSENICH-GRAFEMUS Louise (1786-1852)


КЕССЕНИХ-ГРАФЕМУС Луиза (1786-1852)
KESSENICH-GRAFEMUS Louise (1786-1852)

Луиза Кессених Участница антинаполеоновской войны 1813-1815 годов, прусский уланский вахмистр Луиза Эстер Мануэ Графемус-Кессених родилась в 1786 году в городе Ханау, в Пруссии. Эстер Мануэ (Esther Manue) родилась в еврейской семье, но в 1805 году, в 19-летнем возрасте, перешла в христианство и получила новое имя Луиза, под каким и вошла в историю. Она вышла замуж за лютеранина Графемуса (Grafemus), который жил в городе Фульда. У них родились сын и дочь. Семья существовала на небольшие заработки мужа, служившего подмастерьем у ювелира, и приработки Луизы - она занималась вышивкой бисером. Муж Луизы, одержимый идеей освобождения страны от французов, оставил семью и в 1809 году уехал в Россию; там он поступил добровольцем в русский уланский полк.

Когда русская армия, преследуя войска Наполеона, вступила в пределы Пруссии, Луиза решила записаться добровольцем в прусский уланский полк, чтобы отыскать своего мужа. В те годы это требовало больших денежных затрат. Чтобы собрать средства на коня, вооружение и обмундирование, Луиза обратилась за помощью к принцессе Анне, жене брата Фридриха-Вильгельма III. Доводами в прошении были два мотива: желание защитить отчизну и найти мужа. Эта романтическая просьба возымела действие: принц и принцесса выдали Луизе необходимые средства.

Оставив детей на попечение родственников, она в 1813 году, скрыв свой пол, вступила добровольцем во 2-й Кенигсбергский уланский ополченский полк генерала Блюхера. Историки, описывающие ее жизнь, задаются вопросом, когда и где подмастерье ювелира и белошвейка научилась обращаться с лошадьми и оружием. Тем не менее, Луиза воевала, и достаточно успешно, ибо к концу войны получила старший унтер-офицерский чин - звание вахмистра. Женщина-улан сражалась во всех битвах 1813 года. В сражениях Луиза Графемус дважды была ранена - при Буццине в шею, при Ганау - в ногу, но оставалась в строю. А в кавалерийской атаке возле Меца женщина-улан получила серьезное ранение, после чего два месяца провела в госпитале в Саарбрюккене (впоследствии ей ампутировали кисть правой руки). В начале 1814 года полк, где служила Луиза, двинулся к столице Франции. В одной из стычек с французами ей удалось захватить в плен офицера и шестерых солдат. За этот подвиг она была награждена Железным крестом, а затем и медалью.

29 марта 1814 года, когда союзные русские и прусские войска вступили в Париж, в проходившей мимо колонне Луиза увидела своего мужа. Но радость была недолгой. На следующий день при штурме Монмартра вахмистр русского уланского гвардейского полка был убит картечью. Безутешной вдове ничего не оставалось, как вернуться домой. Прусский король пожертвовал ей 30 талеров, а Александр I дал указание отвезти женщину на отдых и лечение в Петербург. На этом заканчивается военная эпопея уланского вахмистра Луизы Графемус-Кессених, вошедшей в историю русско-немецких связей как символ союза двух стран в борьбе с Наполеоном. Луиза, сражавшаяся наравне с мужчинами в битвах 1813-1815 годов, с большими почестями вышла на инвалидный пенсион и до конца своей жизни прожила в России.

Нужно сказать, что Луиза Графемус-Кессених была далеко не единственной женщиной, скрывшей свой пол и ушедшей на войну, воевавшей бок о бок с мужчинами. После призыва короля Фридриха-Вильгельма III (1770-1840) подняться на борьбу за освобождение Пруссии от французского влияния немецкие женщины объявили сбор средств для закупки оружия и начали сдавать свои золотые украшения. Были и такие, кто сменил женские наряды на мужскую военную форму и стал в ряды защитников отечества. Истории известны 22 немецкие женщины, героини войны 1813-1815 годов! Это и Элеонора Прохазка (1785-1813), скончавшаяся от ран после сражения под Герде, и Анна Люринг, которая взяла одежду брата, назвалась именем знакомого и наравне с мужчинами сражалась против французов, и бывшая портниха Доротея Фредерика Крюгер (1789-1848), обрезавшая волосы и сшившая себе мужскую форму гренадера, и Катарина Элизабет Штеген (1793-1842), которую назвали героиней родного города Люнебурга, в мужском мундире она подносила снаряды артиллеристам, и знаменитая Мария Вердер. Она вступила в отряд рядовым гусаром, и когда в одном из сражений ее ранило пулей в бедро, у нее непроизвольно вырвалось: "Битва не так страшна, как об этом обычно говорят мужчины!" Конечно, сразу же выяснилось, что этот гусар - женского рода, но отважная женщина решила воевать дальше. В следующем сражении, в сабельной атаке, ей отрубили мизинец правой руки. "Ну что же, - сказала она, - из десяти осталось девять. Не так уж и плохо!".

Конечно, такие женщины были и в России. Достаточно только назвать имя "кавалерист-девицы" Надежды Андреевны Дуровой, послужившей прообразом Шурочки Азаровой из "Гусарской баллады". Иногда женщины-воины так и оставались неузнанными, иногда их тайна (как в случае Элеоноры Прохазки) раскрывалась только после гибели. Удивительно, но чаще всего, когда обнаруживалось, что под мужской военной формой скрывается женщина, ее оставляли в отряде, позволяя и дальше биться с врагом. Говоря о всех этих мужественных женщинах, хочется процитировать стихи поэта А.Н. Глебова:

Отвагой дышит девы грудь…
Хребту коня свой стан вверяя,
Свой пол меж воинов скрывая,
В лихом бою воитель новый,
Беллоны вид приняв суровый,
В руке сжав сабли рукоять,
Летит на вражескую рать…

Петербургская газета "Русский инвалид" в 1815 году в статье "Луиза Мануе, или Женщина-улан" сообщала: "Луиза Мануэ стала уланом в корпусе генерала Блюхера, где пол ее никому не был известен, кроме Принца, Принцессы и ротмистра её эскадрона, коему она была рекомендована от их Высочества". Её подвиги, мужество и бесстрашие не остались незамеченными в верхах: в Париже она была представлена прусскому королю и Александру I. Российский император, который был наслышан о ее подвигах, обещал награду удивительной женщине. Но, когда она добралась до Петербурга, ни обещанных милостей, ни даже пенсии за убитого мужа, служившего в русской армии, Луиза Мануэ от Александра I не получила.

Уланы Впоследствии, уже в мирное время, Луиза вышла замуж за известного рижского переплетчика Иоганна Кессениха, открыла на Петергофской дороге "Красный кабачок", а в Петербурге зимой держала популярный танцкласс, широко посещаемый, не раз упомянутый в литературе. В 40-х годах XIX века о Луизе Кессених заговорили вновь. Теперь - как о владелице столичных увеселительных заведений.

Трактир Луизы Кессених "Красный кабачок" находился на 7-й версте Петергофской дороги и был назван по речке Красненькая, размещался в доме, построенном в начале XVIII века для отдыха царя Петра I на пути в Стрельну и Петергоф. Сначала этот дом был пожалован Петром I его толмачу Семену Иванову, которому указом от 7 июня 1713 года было дозволено устроить "вольный дом по немецкому обычаю и торговать водкой и табаком". Затем трактир не раз менял владельцев. После 1815 года кабачок приобрела Луиза Кессених, при ней трактир славился вафлями, прохладительными напитками и знаменитыми танцевальными вечерами для гвардейцев. В "Красном кабачке" бывали А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов (упомянул его в поэме "Монго"), П.А. Катенин и многие другие. На стене трактира висела памятная медная доска с указанием дат, когда в нем бывали император Александр I и император Николай I. Здание не сохранилось, оно было разобрано в 1919 году, но оно вошло в российскую историю еще и тем, что здесь летом 1762 года провела бессонную ночь накануне прихода к власти будущая императрица Екатерина II. Об этом кабачке писали Пушкин, Лермонтов, Тынянов и Алданов.

Весь Петербург знал и о танцевальных классах Луизы Кессених. Подобные танцклассы были очень популярны после того, как в начале XVIII века Петр I ввел бальные танцы в придворный этикет. Танцы стали одним из важнейших культурных навыков. В школы для обучения танцам приглашались иностранные учителя-танцмейстеры, с 1727 года танцы вошли в программы государственных учебных заведений. Частные педагоги приглашались также для индивидуального преподавания, а в 1763 году француз Пелен открыл первую в Петербурге частную танцевальную школу.

К началу XIX века частные танцклассы превратились в заведения для танцев и веселого времяпрепровождения людей разных сословий. В танцклассах получали "путевку в жизнь" наимоднейшие в те времена танцы (кадрили на темы современных опер, полька, галоп и др.). В 1840-х годах в Петербурге было 26 танцклассов. И в числе самых знаменитых танцевальных школ столицы были танцклассы Луизы Кессених, располагавшиеся сначала на набережной реки Мойки, 95, а позже - на набережной Фонтанки, 114, у Измайловского моста, в доме Тарасова. Здесь играл оркестр под управлением венского дирижера Й. Германа, здесь бывали Н.А. Некрасов, М.Е. Салтыков-Щедрин, Ф.М. Достоевский. О танцклассе Кессених, отличавшийся "весельем и особой лихостью", тоже написано немало. И хотя сама Луиза вряд ли могла танцевать, учитывая ее возраст, но атмосфера веселья всегда наполняла ее популярное и прославленное на весь Петербург заведение.

Род Луизы Кессених не пресекся. Ее потомки остались в России, в Санкт-Петербурге. Известная советская киноактриса, народная артистка России Татьяна Людвиговна Пилецкая (урожденная Урлауб), снявшаяся в фильмах "Княжна Мери", "Олеко Дундич", "Разные судьбы" и др., является праправнучкой знаменитой женщины-улана.

Сохранились два портрета Луизы Кессених. Один портрет написан маслом. На нем изображена молодая, очень некрасивая женщина с мужской стрижкой ежиком, в зеленом мундире с красным стоячим воротником и с тесаком через плечо. Второй портрет - литография этой же женщины в преклонном возрасте. На платье ее красуются воинские награды: Железный крест и медаль "За доблесть и мужество". На портрете на платье Луизы с правой стороны наброшена шаль, а регалии размещены слева. И кольца на левой руке. Все это - следствие ее боевого ранения и ампутации кисти правой руки.

Она умерла в Петербурге 30 октября 1852 года. По преданию, при встрече с русским императором на вопрос Александра I о ее желаниях Луиза ответила несколько неожиданно: "У меня одно желание - быть похороненной над землей". Говорят, она действительно была похоронена в подвешенном цинковом саркофаге, на Волковском лютеранском кладбище. Могила Луизы Кессених не сохранилась.

В 1990-1996 годах секция "Некрополь" Немецкого общества Санкт-Петербурга проводила обследование Волковского лютеранского кладбища с целью регистрации всех сохранившихся памятников и составления подробного плана территории кладбища. Были найдены, сфотографированы и описаны более 2000 старых могильных памятников. И в числе других находок, было установлено место захоронения прусской героини войны с Наполеоном Луизы Кессених.

Я иногда задумываюсь о генах... Конечно, вряд ли от Луизы Кессених унаследовала я любовь и способность к танцам. Но моя прапрабабка неоднократно, почти мистическим образом, напоминала мне о себе. Моим первым мужем, как и у Луизы, был офицер, правда, морской; мое первое знакомство с профессиональной сценой произошло в Измайловском саду, в деревянном театре, который стоит на месте танцкласса Луизы Кессених; впервые в кино я пришла на эпизодическую роль всадницы, а затем был фильм "Олеко Дундич", где приходилось не только скакать на лошадях, но и объезжать их. И я не испытывала ни малейшего страха. Была лишь радость от захватывающей дух скачки. Ау, прапрабабушка моя, женщина-улан...

Народная артистка России Татьяна Пилецкая
могила Луизы Кессених

могила Луизы Кессених

 
Hosted by uCoz