Русский архитектор Н.Е. Ефимов родился 24 апреля 1799 года в д. Яковлевке Обоянского уезда Курской губернии (ныне - Яковлевского р-на Белгородской области). Его мать была крепостной крестьянкой, отец - помещик Ефим Григорьевич Заплатин. Уже в семилетнем возрасте, в 1806 году, мальчик был привезен в Санкт-Петербург и отдан на обучение в Императорскую Академию Художеств.
Практически все детские и юношеские годы Николай Ефимов провел в Петербурге, где в течение 15 лет был воспитанником Академии Художеств. Там же, в Академии, воспитывался и его родной брат, Иван Ефимович Ефимов (1795-1864), также ставший впоследствии известным архитектором, академиком архитектуры. Иван Ефимов был выпущен из Академии в 1815 году с Большой золотой медалью, благодаря чему получил право на двухлетнюю стажировку в Европе за государственный счёт. Затем Иван Ефимов работал в Москве, а с 1819 года - в Нижнем Новгороде, где вскоре стал губернским архитектором. Затем он работал в Твери и Санкт-Петербурге, где построил множество зданий, а также в других городах России.
Ну а его младший брат, Николай Ефимов, окончил курс Академии Художеств в 1821 году и тоже с Большой золотой медалью. За успешное окончание Академии Н.Е. Ефимов был оставлен в ней в качестве пенсионера и в течение нескольких лет преподавал там. Через пять лет Н.Е. Ефимов получил свое первое крупное задание. В 1826 году он был направлен в Киев, где исследовал остатки древней Десятинной церкви с целью ее реставрации.
В следующем году был отправлен на казенный счет за границу, для своего дальнейшего усовершенствования в архитектуре. В Риме он занимался изучением и реставрацией различных памятников древнего зодчества, где, среди прочего, проектировал реставрацию колонн римского храма Юпитера Громовержца и дома трагического поэта в Помпее, писал акварелью перспективные виды наиболее красивых зданий. В 1835 году вместе с Карлом Брюлловым Н.Е. Ефимов сопровождал актера В.И. Давыдова в его плавании в Грецию и на Восток, посетил Афон, Малую Азию и Константинополь, повсюду делая чертежи и рисунки достопримечательных сооружений.
По возвращении в 1840 году в Санкт-Петербург, Н.Е. Ефимов принимал некоторое время участие в восстановлении интерьеров Зимнего Дворца после пожара 17 декабря 1837 года, возникшего из-за неисправности печной трубы. Вместе с ним этими работами занимались архитекторы В.П. Стасов, А.П. Брюллов, скульпторы А.М. Мануйлов, А.И. Теребенев, художники Н.А. Майков, Ф. Рихтер и другие. В том же 1840 году Н.Е. Ефимов был удостоен степени академика и поступил на службу архитектором при Кабинете Его Императорского Величества. В 1842 году Академия признала его своим почетным вольным общником, а в 1844 году - профессором. В те же годы Н.Е. Ефимов получил важные заказы на проведение работ в Зимнем дворце. В 1843-1847 годах он занимался отделкой Театральной лестницы в здании Старого Эрмитажа (совместно с В.П. Стасовым), а также Аполлонова зала в Зимнем дворце. Кроме того, по его проекту был возобновлен Георгиевский зал в Зимнем дворце. Но, пожалуй, самым важным было строительство в 1839-1852 годах здания Нового Эрмитажа по проекту мюнхенского архитектора Л. фон Кленце. Архитекторы Н.Е. Ефимов и В.П. Стасов руководили всеми строительными работами на месте. Одновременно Н.Е. Ефимов руководил работами по изменению фасадов (1844-1846) дворца С.Л. Шуваловой на наб. р. Фонтанки и перестройкой дома обер-полицмейстера и полицейского управления Адмиралтейской части (Б. Морская ул., 22).
Этот дом с 1714 года принадлежал капитану галерного флота Андрею Петровичу Диоперу. В 1731 году на дочери Диопера женился прадед А.С. Пушкина Ибрагим Ганнибал. Дом на Большой Морской улице был отдан дочери отцом в виде приданного, а в 1780 году приобретён для петербургского полицмейстера. Для казённых надобностей он был перестроен. Еще однажды дом полицмейстера был коренным образом перестроен по проекту Н.Е. Ефимова в 1844-1847 годах, здание стало четырёхэтажным. Здесь служил обер-полицмейстером будущий генерал-губернатор Санкт-Петербурга Павел Васильевич Голенищев-Кутузов. От его фамилии, возможно, произошло название арестантской - "кутузка". В начале XX века дом отдали Центральной телефонной станции, а в 1903-1904 годах по проекту Карла Бальди здесь было выстроено новое здание.
С 1844 по 1850 год на участке между Большой Морской улицей и набережной р. Мойки, главным фасадом на Исаакиевскую площадь по проекту Н.Е. Ефимова было построено здание Министерства государственных имуществ. Практически одновременно, в 1847-1853 годах, на противоположной стороне Исаакиевской площади, было выстроено почти идентичное здание для министра государственных имуществ. Тогда же Ефимов осуществляет несколько более мелких проектов - устройство Конногвардейского бульвара (1845-1846) и расширение казарм Конногвардейского полка, надстройка дома департамента внешней торговли на Малом проспекте Васильевского острова (1847), перестройка доходного дома С.О. Китнера (1847-1848, совместно с Г.А. Боссе), внутренняя перестройка Дома таможенного ведомства на 4-й линии Васильевского острова (1848-1850) и т.д. С 1847 года Н.Е. Ефимов руководил перестройкой здания Городской думы Санкт-Петербурга. Работы были завершены в 1853 году архитектором Л.Л. Бонштедтом.
Пожалуй, самыми ответственными для любого архитектора являются проекты строительства церквей. В 1845 году Н.Е. Ефимов начал строительство Единоверческой церкви св. Николая (Миловская) на Захарьевской улице. Работы были закончены в 1852 году, уже после смерти архитектора. Другим проектом Ефимова стала большая церковь Воскресения Христова в Малой Коломне, давшая название Воскресенской площади (ныне - площадь Кулибина). Этот проект был разработан при участии А.И. Шевцова, В.Ф. Небольсина, Ф.И. Руска и К.Я. Маевского. Строительство этой церкви продолжалось 12 лет и было завершено в 1859 году. В одном из приделов нижней церкви - приделе святого Михаила Архангела - позднее по проекту архитектора С.В. Садовникова была устроена часовня. К сожалению, ни одна из этих церквей не сохранилась, обе они уничтожены в 1930-е годы.
Зато, несмотря на значительные разрушения, сохранился до наших дней великолепный комплекс Новодевичьего (Воскресенского) женского монастыря на Московском проспекте. Идея создания этого монастыря принадлежала императрице Елизавете Петровне, которая, вступив на престол в 1741 году, пожелала воздвигнуть в новой столице Девичий монастырь, куда, по преданию, намеревалась удалиться в старости, оставив престол своему племяннику Петру Фёдоровичу, здесь же она хотела быть похороненной. Для этой цели Государыня передала свой летний дворец, известный под названием "Смольный", где 20 монахинь положили начало монашеской жизни. С воцарением Екатерины II монастырь обрел новый статус, было учреждено училище для воспитания девиц из дворянских семей, которое впоследствии переросло в Смольный институт.
Возобновлением Воскресенского Новодевичьего монастыря мы обязаны императору Николаю Павловичу и инициативе его дочери Великой княжны Ольги Николаевны, будущей королевы Вюртембергской. Поначалу монахини обосновались на 8-й линии Васильевского острова, в доме бывшей Униатской коллегии и в соседней приходской церкви Благовещения. Однако это место оказалось не вполне подходящим для монастыря, как по своим размерам, так и по положению в центральной части города. В 1848 году сам Николай I взял на себя попечительство, выделив обширный участок земли на Царскосельской дороге близ Московских Триумфальных ворот, возведенных в 1838 году по проекту В.П. Стасова. Создателем проекта всех главных монастырских построек стал архитектор Н.Е. Ефимов, а после его смерти Н.А. Сычев.
Первой постройкой на новом месте стала деревянная церковь, построенная по проекту Н.Е. Ефимова и освященная в честь Казанской иконы Божией Матери 10 (23) октября 1849 года митрополитом Никанором. Этот храм оставался действующим вплоть до лета 1929 года, хотя к началу ХХ века он сильно обветшал и был разработан проект замены его новым каменным храмом. В июне 1908 года по проекту Вас. А. Косякова был заложен каменный храм во имя Казанской иконы Божией Матери, внешне напоминающий храм Святой Софии в Константинополе, но внутри расписанный в древнерусском стиле. Строительство его закончили к 1912 году, а деревянная церковь Ефимова была разобрана в июне 1929 года.
3 ноября 1849 года в присутствии царской фамилии митрополитом Никанором была произведена закладка каменного соборного храма Воскресения Христова с пятью приделами. Первый кирпич в основание собора уложил Николай I. Собор строился в 1849-1861 годах по проекту архитектора Н.Е. Ефимова и гражданского инженера Н.А. Сычёва и был освящён митрополитом Никанором 2 июля 1861 года. Значительные средства на сооружение собора были пожертвованы купцами Громовыми. Фундамент и цоколь были сооружены на сумму, выданную из казны. Пятиглавый собор был увенчан большим золотым куполом и четырьмя малыми на высоких барабанах, прорезанных окнами. Он стоял на высоком цокольном фундаменте, обращенный к проспекту высоким арочным порталом. Постройка двухэтажного пятиглавого монастырского собора была завершена в 1861 году. В соборе Воскресения Христова было пять престолов: главный - в честь Воскресения Христова; правый - во имя Успения Божией Матери; левый - во имя Архистратига Михаила и прочих небесных сил; на хорах левый - во имя Святителя Николая и правый - во имя Всех Святых. В 1874-1875 годах в подвальном помещении собора по проекту Г.И. Карпова был выстроен еще один придел, освященный в честь святых Феодосия Печерского и Григория Неокесарийского.
Величественный Воскресенский собор поражал современников своим благолепием. Росписи собора были исполнены монастырскими живописцами. Образа в храме также были написаны монахинями обители. Предалтарный иконостас в пять ярусов был устроен полукругом; по бокам, где находились местные иконы Спасителя и Божией Матери, он имел четыре яруса, остальные части - трехъярусные. В приделе Успения Пресвятой Богородицы находился образ Смоленской Божией Матери Одигитрии, писанный игуменьей Феофанией и считавшийся чудотворным. После кончины игуменьи Феофании сестры основанного ею монастыря сделали на эту икону позлащенную ризу с надписью в память и поминовение игуменьи Феофании. Собор был закрыт 10 июня 1932 года.
В 1850 году на территории Новодевичьего монастыря началось строительство еще двух церквей - келейной церкви Ватопедской (Афонской) Божией Матери (1850-1854) справа от главного собора, в игуменском корпусе, а также церкви во имя Трёх Святителей Вселенских: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста (1850-1855). Пятиглавая Трехсвятская церковь, с шатровой колокольней, была возведена Н.Е. Ефимовым и Н.А. Сычёвым в больничном корпусе монастыря и предназначалась для обслуживания монастырской больницы. Храм был выстроен на деньги крестьянина Василия Чижова, передавшего на его постройку 10 тысяч рублей, и на пожертвования игуменьи Феофании. Освятили его в 1855 году. Прихожане и монахини любили этот храм из-за особо почитаемой иконы Божией Матери "Благоухающий Цвет", находившейся в алтаре.
Главные корпуса Новодевичьего монастыря, возведенного по проекту академика Н.Е. Ефимова, уцелели до наших дней, правда, без куполов и шатров. А многие монастырские церкви, 75-метровая надвратная колокольня со стороны Забалканского (Московского) проспекта, сооруженная в 1892-1895 годах, были безжалостно снесены в 1930-е годы. В начале 30-х годов весь монастырский комплекс подвергся варварской перестройке, результатом которой стало разрушение колоколен, снос куполов собора и церквей, уничтожение часовен, коренная перепланировка помещений. Монастырь был закрыт уже в 1918 году, в 1932 году прекращены богослужения в соборе, а в 1938 г. - в Ватопедской церкви. После 1929 года Казанскую церковь стали использоваться как склад, а затем как машиностроительный цех. Во времена "хрущевской оттепели" церковь собирались взорвать, и для этого в стенах храма были сделаны шурфы. Но возникшие технические трудности помешали этому намерению. Возвращение монастырских святынь началось лишь в 1990 году. С 1994 года начался процесс передачи верующим всего комплекса монастыря. В ноябре 1995 года Воскресенский Новодевичий монастырь был юридически возобновлен.
В 1849 году академику архитектуры Н.Е. Ефимову был пожалован титул коллежского советника. В конце жизни он получил в наследство деревню Нижняя Солотина Обоянского уезда Курской губернии c крепостными душами. Николай Ефимович Ефимов умер в Петербурге 11 ноября 1851 года. Он был похоронен на кладбище Воскресенского Новодевичьего монастыря, в котором так много работал. Это кладбище, открытое в 1849 году, было еще совсем новым, и захоронения здесь были пока еще единичными: в 1849 году - три, в 1850 году - четыре, в 1851 году - два. Н.Е. Ефимов был одним из этих двух, погребенных на Новодевичьем кладбище в 1851 году. Похоронили его в северо-западном углу кладбища, близ ограды. Позднее место его могилы затерялось, и лишь в 1897 году было отмечено мраморным саркофагом, с рельефами, символизирующими искусство архитектуры. Проект этого памятника, выполненный архитекторами С.П. Галензовским и И.С. Жолтовским, был выбран на конкурсе, проведенном Санкт-Петербургским обществом архитекторов.
Академик архитектуры, профессор Академии художеств, Н.Е. Ефимов был архитектором и градостроителем, гравером и рисовальщиком, реставратором и исследователем памятников древнерусского зодчества. Он принадлежал к числу искуснейших и образованнейших архитекторов своего времени, имел много заказов и в течение всего нескольких лет украсил Петербург несколькими замечательными зданиями.