Виктор Цой родился в Ленинграде, в Купчино, 21 июня 1962 года, он был единственным ребенком в семье преподавателя физкультуры Валентины Васильевны Цой и инженера Роберта Максимовича Цоя. В 1969 году Виктор пошел в школу, где работала его мать. Всего за время своего обучения до восьмого класса он сменил с матерью три школы.
Виктор был русским наполовину: мать - русская, коренная ленинградка, ее муж - кореец, родом из Казахстана. У Виктора с раннего детства проявились склонности к рисованию. В 1974-1977 годах он посещал среднюю художественную школу, где возникла музыкальная группа "Палата No.6" во главе с Максимом Пашковым.
После восьми классов школы, в 1977 году, Виктор захотел стать художником и поступил в художественное училище им. В.Серова (ныне им. Николая Рериха) на оформительское отделение, но уже в 1978 году был исключен из училища "за неуспеваемость". Цой пошел работать штамповщиком на завод и учился в вечерней школе, а в 1979 году поступил в СГПТУ-61 на специальность резчика по дереву. Но из-за плохой успеваемости ему даже не выдали диплом, а лишь справку об окончании училища.
В своей тесной ленинградской квартире Цой подростком перечитал "вагон романтических книг". Через подпольные каналы доставал "дефицитные" и запретные альбомы и записи "The Beatles", "Genesis", Игги Поп, "Rolling Stones", панк-рока, new wave. Тогда же Цой начал писать свои первые стихи и сочинять к ним музыку. В конце 1970-х - начале 1980-х годов началось тесное общение между Виктором Цоем, игравшим на бас-гитаре в группе "Палата No.6" и Алексеем Рыбиным из любительской группы "Пилигрим". Оба они часто заходили в гости к Майку Науменко (группа "Зоопарк") и к Андрею Панову (Свину), на квартире которого репетировала панк-группа "Автоматические удовлетворители". Там и происходили первые квартирные концерты Цоя. Приобретя некоторую известность, Виктор Цой и Алексей Рыбин в составе "Автоматических удовлетворителей" ездили в Москву и играли панк-рок на квартирниках Артемия Троицкого. Во время одной из таких поездок Виктора Цоя, поющего под гитару с компанией в тамбуре электрички, заметил Борис Гребенщиков, известный тогда, пожалуй, только в ленинградском рок-андеграунде. Гребенщиков гораздо позже вспоминал, что тогда ему показалось, как будто он узрел Чудо и испытал чувство схожее с радостью первооткрывателя, нашедшего бесценное сокровище. Он предложил Виктору всевозможную помощь и поддержку не только со своей стороны, но и со стороны Андрея Тропилло, Сергея Курехина и других. В Ленинграде Цой познакомился с неизвестными тогда для "советского народа", но известными для милиции и КГБ людьми - Курехиным, Майком Науменко, Б. Г., Тимуром Новиковым, Сергеем Бугаевым по прозвищу Африка, Константином Кинчевым, Александром Башлачевым.
Идешь по улице один,
Идешь к кому-то из друзей.
Заходишь в гости без причин
И просишь свежих новостей.
Там кто-то спор ведет крутой,
А кто-то просто спит давно,
И с кем-то рядом ты сидишь,
И с кем-то вместе пьешь вино.
Друзья Цоя были различны по своим "жизненным взглядам", и даже музыкальным пристрастиям. Здесь были и первые советские панки, с грубо остриженными "хайрами", в "бананах" и булавках, и "нововолновщики", любители западной new wave music, с эстетскими причудами и манерностью в общении, и длинноволосые хиппи со слэнгом и идеологией Love & Peace, здесь попадались и любители хард-рока, на которых имя "Black Sabbath" воздействовало магически. Некоторые из его друзей, выйдут из андеграунда и станут знаменитыми… Всем им прославленным и неизвестным, панкам и битникам - Цой посвятил одну из своих лучших песен "Мои друзья", которую и сейчас можно услышать в исполнении современных неохиппи, анархистов и панков:
Мои друзья всегда идут по жизни маршем
И остановки только у пивных ларьков…
Несмотря на то, что Виктор Цой по природе своей был человеком молчаливым, порой даже стеснительным, погруженным в свой внутренний мир, все-таки давали знать о себе восточные корни, - он имел массу друзей, особенно среди музыкантов. Наверное, их притягивала честность, искренность Виктора, внутренняя естественная романтика, а затем уже его музыкальный и поэтический дар. Время проходило не только за распитием портвейна, "Стрелецкой", "Московской" и подогретых вин, не только посещением легендарного кафе "Сайгон", но и за простым обменом информацией и пластинками, пением своих и чужих песен, чтением западных музыкальных журналов, прослушиванием запрещенных в СССР радиостанций, где часто мелькали непонятные, но выразительные слова и имена - punk, fuzz, "Sex Pistols", "Fender", drive.
Интересно, что Цой до "Кино", играл в группах, которые никоим образом не напоминают ту группу "Кино", которую все знают. И "Палата No.6", и "Автоматические удовлетворители", где принимал участие Цой, проповедовали идеи панка, что выражалось в шокирующих даже для сегодняшнего времени формах. Немногочисленных панков побаивалась в те времена много повидавшая рок-тусовка - панки раскрашивали лица губной помадой, носили нестандартную одежду, галифе, шорты зимой и тулупы летом, обвешиваясь цепочками, бритвами и булавками, раскрашивали волосы. Цой в основном играл на бас-гитаре и держался в стороне. Кстати, песня "Восьмиклассница" написана во времена панк-битничества Цоя и "основана на реальных фактах". 18-летний Цой познакомился с ученицей 8 класса и долгое время гулял с ней по вечерним улицам Ленинграда, но в 10 ровно мама ждала ее домой, конечно… Она любила своих кукол и воздушные шары… Песня написана, по свидетельству друзей Виктора, на одном дыхании, за 20 минут. Виктор Цой играл совместно и с Майком Науменко. После одного "квартирника", который проходил в Киеве, они были задержаны милицией. В киевском РОВД Майк и Виктор дадут "по просьбе сотрудников милиции" импровизированный концерт и лишь через сутки будут отпущены в Ленинград.
Летом 1981 года Виктор Цой и два его друга - Алексей Рыбин и Олег Валинский поехали отдыхать в Крым. И как настоящие неформалы захватили гитары, вино, но не взяли билеты и "автостопом" добрались до крымского побережья. Там они жили в палатке, с утра до вечера загорали, пили вино и играли песни под гитару. Однажды вечером, у костра троица неформалов затеяла разговор о музыке, и решила создать новую группу, Олег и Алексей единогласно избрали Виктора лидером и вокалистом. Группу назвали пафосно и романтично "Гарин и Гиперболоиды". Виктор - это Гарин, а Алексей и Олег стали соответственно Гиперболоидами. Группа "Гарин и Гиперболоиды" уже осенью 1981 года вступила в Ленинградский рок-клуб, но прожила немного. Весной 1982 года Олега Валинского забрали в армию и отправили служить на далекую Кубу. Цой и Рыбин решили переименовать группу во что-нибудь более короткое, но выразительное. Перебрали множество существительных, подключили к нелегкой проблеме выбора и группу "Аквариум", которая помогала Цою и Рыбину. Предлагались названия - "Стена", "Пионеры", "Асфальт" и даже "Космонавты", но так и не пришли к единому мнению. Но вот однажды вечером Цой и Рыбин гуляя по Ленинграду, да еще и под проливным дождем, увидели силуэт дома, на стене которого мерцало электрическими лучами красное слово - КИНО. Столь необычайное зрелище настолько поразило обоих романтиков, что они тотчас переименовались в группу "Кино".
Тогда же группа приступила к записи своего первого альбома. Под руководством Бориса Гребенщикова группа "Кино" записывалась на студии Андрея Тропилло в Доме Юного Техника, в записи принимали участие все музыканты "Аквариума". Вскоре "Кино" уже выступали со своим первым электрическим концертом на фестивале рок-клуба, всё выступление шло под драм-машину, а под песню "Когда-то ты был битником" из-за кулис на сцену с гитарами выскочили БГ, Майк и Панкер.
К лету 1982 года альбом был полностью завершён, продолжительность его звучания составляла 45 минут, откуда и появилось название. Но позже из окончательного варианта была убрана песня "Я - асфальт", которую можно найти в переиздании "45", где она прилагается в качестве бонус-трека. Запись получила некоторое распространение по стране, о группе заговорили, начались квартирные концерты в Москве и Ленинграде. Осенью "Кино" записывают в студии Кускова несколько песен, в том числе "Весна" и "Последний герой", вошедшие в сборник "Неизвестные песни Виктора Цоя" (всего четыре издания). Тогда запись была забракована и распространения не получила, так как Цой забрал ленту себе.
19 февраля 1983 года прошел совместный электрический концерт "Кино" и "Аквариума", музыканты выступали с тёмным макияжем и в костюмах со стразами. При этом они исполняли "Электричку", "Троллейбус" и "Алюминиевые огурцы". В основной состав были приглашены Юрий Каспарян и Густав. Гурьянов. После записи дебютного альбома Цой и Рыбин переживут удачные и неудачные концерты, будут скрываться от КГБ после одного из "квартирников", убегать от милиции после концерта группы "Блиц", когда несколько десятков людей будут избиты и арестованы, только за то, что пришли послушать стилизацию битлов. Затем, весной 1983 года, пути Цоя и Рыбина разойдутся, в группу придет гитарист Юрий Каспарян, басист Игорь Тихомиров и барабанщик Густав Гурьянов. Все узнают группу "Кино", о ней будут сняты фильмы, написаны книги, будут записаны альбомы, которые слушаются до сих пор, не только поколением 1980-х, но и современными тинэйджерами. Потому как свежие надписи на стенах и в переходах о том, что "Виктор Цой жив", вряд ли делают 40-летние киноманы.
Лето 1983 года ушло на совместные репетиции в новом составе. В результате этого Виктор Цой и Юрий Каспарян записали альбом "46", который вначале задумывался как демо-запись "Начальника Камчатки". Певец и композитор Алексей Вишня "скинул" запись нескольким друзьям на плёнку. Так "46" получил широкое распространение и был воспринят как полноценный альбом.
Осенью 1983 года, уклоняясь от службы в армии, Виктор Цой лёг на обследование в психиатрическую больницу на Пряжке, где провёл полтора месяца. Цой избегал службы в армии, потому что, будучи человеком творчески независимым и ментально свободным, наслушавшись Джона Леннона, "Doors", "Pink Floyd", почитав журнал "Rolling Stones", романтическую литературу и классику, потусовавшись среди ленинградских битников, хиппарей и панков - он не представлял, что может маршировать, стрелять во что-то, или в кого-то, выполнять чьи-то приказы. Тем более, что верил он, прежде всего, в силу рок-музыки и маму-анархию, предпочитал не стрелять из автомата, а играть на электрогитаре, носить не каску и бронежилет, а джинсы и кожаную куртку, украшенную клепками и английскими булавками. Цой избегал армейского призыва с помощью различных ПТУ, где он и скрывался до 21 года. А затем его все-таки раскусил военкомат и Виктор Цой, по совету друзей, направляется прямиком в… психиатрическую больницу. Там он проводит вместо двух недель - шесть. После пребывания в клинике у него действительно чуть не "поехала крыша" из-за государственных методов лечения психических аномалий и старания одного доктора, которому "пациент Цой" не понравился своей задумчивостью и невозмутимым молчанием. Выписавшись из "психушки", Цой имеет справку из этого учреждения, которая гарантирует ему освобождение от призыва в вооруженные силы СССР, как законному "психу", которому армейская служба противопоказана.
Спустя несколько лет Цой напишет песню "Муравейник", где есть строчки "и я не знаю каков процент сумасшедших на данный час… Но если верить глазам и ушам больше в несколько раз". Наверняка эти веселенькие слова навеяла Цою память о его невеселом пребывании в психиатрической больнице №2 города Ленинграда. После выписки из клиники и получения "белого билета" он пишет песню "Транквилизатор":
Я начинаю свой путь к остановке трамвая,
Я закрываю свой зонт, я - экспериментатор,
Вот приезжает трамвай, он гремит, удаляясь,
Я направляюсь домой, я улыбаюсь…
Весной 1984 года группа "Кино" выступала на 2-м фестивале рок-клуба и стала Лауреатом рок-фестиваля, а песня "Я объявляю свой дом безъядерной зоной", открывшая фестиваль, была признана лучшей антивоенной песней фестиваля. Летом 1984 года в студии "Антроп" Андрея Тропилло начинает писаться "Начальник Камчатки", к записи которого, кроме Виктора приложили свою руку БГ и Сергей Курехин.
Еще в 1982 году, после легендарной восьмиклассницы Цой познакомился с художницей Марианной Родованской. Она была старше Виктора, из-за чего первое время Цой переживал и комплексовал, тем более, в отличие от Марианны, Виктор получал гроши. Вместе с Марианной Цой проживет несколько лет. Будут зимой и летом гулять по улочкам Ленинграда, ютиться в коммунальной квартире у Майка Науменко, ездить с семьей Гребенщиковых - Борисом и Людмилой на пляж, там они будут купаться голышом, петь, пить и еще раз петь…. Вдвоем, и опять же "автостопом" на поезде, они будут добираться до солнечного Крыма. В поезде двух "зайцев" из ленинградского андеграунда найдут проводники. Но к счастью Виктора и Марианны это были проводники-студенты, которые слышали полуподпольные записи "Кино". До самого Крыма Цой будет петь свои песни пассажирам и проводникам. На побережье Черного моря Цой не сможет разговаривать из-за сорванного в поезде голоса…
Я вижу, как волны смывают следы на песке,
Я слышу, как ветер поет свою странную песню,
Я слышу, как струны деревьев играют ее,
Музыку волн, музыку ветра.
Эту песню Цой написал как раз об этом времени, когда они целыми днями плескались в море, загорали под щедрым крымским солнцем, порой засыпали прямо на пляже. Деньги быстро подошли к концу, но для молодых и неформальных - это вовсе не проблема. Они ловили рыбу, жарили ее на костре, вылавливали бутылки и сдавали, чтобы получить хоть какие-нибудь копейки. Вернувшись в Ленинград, они поженились, на свадьбу пришел весь "бомонд" ленинградского андеграунда - Гребенщиков, Науменко, Титов, Каспарян, Гурьянов…. 26 июля 1985 года у Виктора и Марианны родился сын Саша.
Саша очень любит книги про героев и про месть,
Саша хочет быть героем, но а он такой и есть…
Когда Марианна серьезно заболела, Цой один ухаживал за сыном, стирал пеленки, бегал подрабатывать, а ночью наигрывал на гитаре: "Все не так и все не то, когда твоя девушка больна".
Весной 1985 года на 3-м фестивале рок-клуба "Кино" заработали ещё одно звание лауреата, и засели в студию к А. Тропилло писать "Ночь", процесс записи затянулся из-за желания создать новую музыку с новыми приёмами игры. Альбом никак не получался, Виктор бросил "Ночь" недоделанной и в студии Лёши Вишни занялся записью альбома "Это не любовь", который получился всего за неделю с небольшим. К осени "Это не любовь" была сведена и удачно разошлась по стране, а в январе 1986 года вышла "Ночь", среди песен которой были известные "Мама-анархия" и "Видели ночь" ("переделка" песни The Cure "Boys Don't Cry"). Параллельно с выходом пластинки растёт популярность Виктора Цоя, а в феврале на 4-м фестивале рок-клуба "Кино" получает диплом за лучшие тексты.
Летом все участники группы уезжают в Киев на съёмки фильма "Конец каникул" (1986), а чуть позже дают совместный концерт с "Аквариумом" и "Алисой" в ДК МИИТ в Москве, с этими же группами в США выходит "Красная волна".
Для того чтобы не числиться "тунеядцем" и "идеологическим диверсантом", а также иметь хоть какие-то деньги Виктор Цой поменял множество работ никоим образом не связанных со сферой эстетической. Выступления в ленинградском рок-клубе денег не приносили, так называемые "квартирные концерты" также на роль заработка не тянули, даже приглашения в Москву, Киев, Свердловск, как правило, ограничивались "гонораром", который покрывал лишь цену на билеты. Поэтому Цою приходилось работать и спасателем на пляже, и уборщиком в общественной бане, после чего из-за высоких температур у него "барахлило" сердце, и резчиком по дереву, и даже реставратором лепных потолков в старинных дворцах. Иногда Виктор Цой откладывал гитару, вспоминал свою детскую мечту о судьбе художника, брался за кисть и гуашью писал портреты западных рок-музыкантов и киноактеров. Портреты либо украшали квартиры друзей, либо продавались за 5 рублей на ближайшем рынке, а деньги уходили на вино или откладывались на покупку музыкальных инструментов. Портреты раскупались быстро, Цой рисовал талантливо.
После череды разнообразных работ Цой осенью 1986 года решает идти в котельную кочегаром. Для ленинградских рокеров это было место традиционное, т.к. в котельной они освобождались от постоянных нападок администрации по поводу одежды, причесок, образа жизни. В творчестве группы "Кино" есть песня о Камчатке, веселая и психоделичная, но цоевская "Камчатка" - это не географический объект на карте СССР, а одна из котельных Ленинграда, которая прославилась не качеством отопления района, а количеством творческих людей, которые работали здесь кочегарами и зольщиками, самый известный из которых Виктор Цой. Он воспел эту котельную, ее атмосферу и обитателей. Помимо работы кочегаром Цой писал здесь свои песни, устраивал с друзьями концерты, пел вместе с Александром Башлачевым. Сегодня "Камчатка" (ул. Блохина, 15) превратилась в место паломничества для поклонников рока, группы "Кино" и Виктора Цоя.
Это странное место - "Камчатка",
Это сладкое слово - "Камчатка"...
В Ленинграде Цой познакомился с молодым режиссером Рашидом Нугмановым, который приехал из Алма-Аты и учился в Москве, во ВГИКе. Именно в "Камчатке" Нугманов организовал съёмки короткометражной ленты "Йа-хха" с участием Цоя и ленинградских рокеров, там же проходили съёмки фильма "Рок" Алексея Учителя - также при участии Цоя. Осень и зима прошли в Ялте на съёмках фильма "Асса" Сергея Соловьева. Там Виктор познакомился с девушкой Наташей Разлоговой. Последние 3 года жизни он был с ней. Марианна все поняла и не устраивала ни Цою, ни Наташе скандалов и интриг. Они остались близкими друзьями, не стали даже разводиться. Цой часто навещал Марианну и Сашу, брал сына с собой, когда был свободен от концертов и записей. Возьмет он его и в августе 1990 года, кода поедет отдыхать на Балтийское море.
Весна 1987 года была богата концертными событиями: премьера "Ассы", последнее участие на фестивале рок-клуба, где "Кино" получили приз "За творческое совершеннолетие". "Кино" впервые едут за границу во Францию, где вышел альбом "Последний герой". Затем "Кино" начинают записывать альбом "Группа крови".
Осенью Виктор улетает к Рашиду Нугманову в Алма-Ату на съёмки своего последнего фильма "Игла" на киностудии "Казахфильм". В связи с этим "Кино" доработали "Группу крови" и на время прекратили концертную деятельность. Кроме Цоя в "Игле" снялись музыкант и большой оригинал Петр Мамонов, "дебошир" Александр Баширов. Один из актеров "Иглы", он же педагог-новатор и директор 152-й экспериментальной школы Архимед Искаков, вспоминал спустя 15 лет после съемок фильма о том, как ученики его класса, узнав о том, что он снимается в одном фильме с "самим Цоем", принялись упрашивать Архимеда пригласить Цоя в школу. Искаков в один из съемочных дней рассказал Виктору о "давлении", которому он подвергается от собственного класса. Виктор предложил приехать в школу, но проблема была в том, что съемки заканчивались только в 9 вечера и смогут ли школьники остаться к тому времени в школе, ожидая его прихода?… Школьники решили ждать, не веря, что на следующий день "сам Цой" придет к ним и придет ли вообще… Но сразу после очередного съемочного дня, когда Рашид Нугманов отправил всю киношную команду на отдых, Цой и Архимед Искаков, не смывая грима, не переодеваясь, помчались в школу. Там их ждал не один класс, а полшколы: ученики не только старших классов, но и 3-х, 4-х, 5-х, и даже родители некоторых детей. Виктор Цой под акустическую гитару пел свои песни, рассказывал о своем творчестве и случаях из жизни… Два часа, которые Цой находился в школе, прошли незаметно… На следующий день школьники поблагодарили Искакова за такого гостя как Цой, но так как они были ошарашены его визитом, то даже не смогли поговорить с ним… Цой пришел и во второй раз, опять же после съемок. На этот раз школьники сами задавали вопросы. Новый 1988 год Цой встретил в Алма-Ате, у братьев Нугмановых. Там же, в Алма-Ате, подбирая музыку на гитаре Рашида, Цой написал "Звезду по имени Солнце" и "Место для шага вперед":
Но все, что мне нужно - это несколько слов
И место для шага вперед…
В 1988 году выходит фильм "Игла" и альбом "Группа крови", которые породили "киноманию": тысячи подростков стриглись "под Цоя", одевались в чёрное и учились играть на гитаре. Группа "Кино" стала суперпопулярной, кассеты разошлись по всему Союзу, альбом был хорошо принят и растиражирован в США. Начинаются триумфальные гастроли по России, Украине и Белоруссии - группа "Кино" собирает аншлаги на всех концертах. 16 ноября 1989 года на мемориальном концерте Александра Башлачева публика ведёт себя крайне активно; по плану в этот момент должна была прозвучать песня Башлачёва, памяти которого был посвящён концерт, но публика и группа не слушали требований администрации, и Виктор Цой довёл выступление до конца. За это "Кино" на целый год запретили выступать в Москве.
Песни Виктора Цоя, особенно последних лет, были о нечеловеческом страдании и одиночестве. Бывали дни, когда Цоя и его друзей арестовывали только за то, что они играли нетрадиционную музыку или были одеты не так как положено "советской молодежи". Иногда музыкальную аппаратуру разбивали дружинники. Бывали дни, когда прямо на концерте вырубали электричество, но Цой продолжал выступление, а зал подпевал. Свою жизнь он прожил в эпоху, красноречиво названную Застоем, окруженный серостью и темнотой. Но не стоит думать, что Виктор Цой - это "жертва тоталитарной системы", "узник СССР", "борец с режимом", как пишут иногда некоторые борцы с прошлым и уж тем более он не "глашатай Перестройки", этот "титул" ему приписывали после песни "Мы ждем перемен". Однажды у Виктора спросили, что ему не нравится в окружающей действительности. "Всё", - ответил он. В 1988 году, когда вся "прогрессивная общественность" умилялась Горбачеву и перестройке, у Цоя спросили, насколько он восторгается столь глобальными и прекрасными преобразованиями, ведь рокерам теперь можно выходить из подполья, на что Цой ответил: "Знаете, мне все равно. По большому счету мне все равно, где играть, - в квартире, в подпольном клубе или в зале на десять тысяч человек. У меня есть возможность играть - я играю. Нет такой возможности - я готов это делать бесплатно. В любом случае, я делаю то, что хочу". Наверное, только настоящий поэт может позволить себе такую роскошь - делать то, что хочешь, независимо ни от кого.
Весной 1988 года записывается черновик, а в 1989-1990 гг. - окончательный вариант альбома "Звезда по имени Солнце", который решили выпустить осенью. Летом Виктор с Каспаряном ездили на гастроли в США. Тем временем в 1989 году "Игла" выходит на второе место в прокате советских фильмов, а на кинофестивале "Золотой Дюк" в Одессе Виктора Цоя признают лучшим актёром года в СССР по опросам кинокритиков журнала "Советский Экран". В начале 1990 года "Кино" с многочисленными гастролями ездят за рубеж, во Франции выходит пластинка "Последний герой".
24 июня 1990 года состоялся последний концерт "Кино" в Москве на Большой спортивной арене Лужников. Завершился он песней "Перемен требуют наши сердца". После этого Цой с Каспаряном уединились на даче под Юрмалой, где под акустическую гитару начали записывать материал для нового альбома. Этот альбом, сведённый музыкантами группы "Кино" уже после смерти Цоя, вышел в декабре 1990 года и получил название "Черный альбом".
Виктор Цой трагически погиб 15 августа 1990 года в Латвии, где находился на отдыхе. "Столкновение автомобиля "Москвич-2141" темно-синего цвета с рейсовым автобусом "Икарус-280" произошло в 12 час. 28 мин. 15 августа 1990 года на 35-м километре трассы Слока-Талсы. Автомобиль двигался по трассе со скоростью не менее 130 км/час, водитель Цой Виктор Робертович не справился с управлением. Смерть Цоя В.Р. наступила мгновенно, водитель встречного автобуса не пострадал..." Анализ клеток мозга свидетельствовал о том, что Цой уснул за рулем, вероятно, от переутомления - как значится в протоколе милицейского расследования. Видимость на дороге, как явствует из протокола, в это время была ограниченной, асфальт - сухим. На 35-м километре шоссе Слока-Талсы, под Тукумсом, двигаясь в направлении Слоки, неподалеку от моста через речушку Тейтупе, "Москвич" Виктора Цоя выехал на обочину и 233,6 метра мчался по ней. Об этом говорит четко отпечатавшийся след колес. Скорость легковой машины была слишком велика, и он не успел избежать столкновения. "Москвич" ударился передним правым углом в левую переднюю часть "Икаруса". После чего автобус съехал в речку.
Смерть поэта и музыканта Виктора Цоя была шоком для множества поклонников. В Кривоарбатском переулке в Москве появилась "стена Цоя", которую поклонники группы исписали надписями "Кино", "Цой жив" и признаниями в любви музыканту. Там же планировалось установить памятник музыканту, но из-за протестов жителей окрестных домов памятник установлен не был. В 2006 году стена была закрашена участниками движения Art Destroy Project, но впоследствии восстановлена фанатами. Кто бы мог подумать, что отчисленный из художественного училища, не имевший прописки и постоянной работы, "хорошего жизненного плана", но состоящий на учете в милиции и фигурирующий в досье КГБ, станет Легендой, не меркнущей звездой. Кто бы мог подумать, что человек, которому снилось, что "миром правит Любовь", побывавший в "психушке", но умеющий мастерски вырезать нэцке, вдохновенно играть на гитаре и писать песни на вроде как "обыденные темы", человек, который жил "по законам другим" и кому суждено было "умереть молодым", сможет стать символом поколения, Последним Героем.
Могила Виктора Цоя на Богословском кладбище и сейчас является местом паломничества его поклонников. Она расположена в 150 метрах от церкви Иоанна Богослова, на Братской (центральной) аллее, по правую сторону, в первом ряду. Впрочем, показать могилу Цоя может, наверное, любой на Богословском кладбище.