Русский контр-адмирал, командир Императорской яхты "Штандарт" И.И. Чагин родился 12 ноября 1860 года, происходил из потомственных дворян Тверской губернии. Иван Чагин рано увлекся морем и флотом. После окончания гимназии, в сентябре 1875 года он поступает в Санкт-Петербургский Морской корпус. Еще во время учебы в Морском корпусе Чагин дважды совершил большие морские плавания на военных кораблях русского Балтийского флота - на корвете "Боярин" (1877) и на корвете "Гиляк" (1878).
20 апреля 1880 года Иван Чагин окончил Морской корпус, получив за успехи в учебе Нахимовскую премию. После этого гардемарин Чагин участвовал в дальнем плавании на плавучей батарее "Первенец" Балтийского флота. После возвращения из плавания, Чагин был произведен в мичманы (30 августа 1881 года) и тут же снова отправился в дальний поход. На этот раз на крейсере "Герцог Эдинбургский" он совершил переход из Кронштадта во Владивосток, с заходами во многие порты Средиземного моря, Индийского и Тихого океанов. Затем на этом же самом крейсере И.Чагин продолжил военную службу и совершил плавания по многим северным морям.
На крейсере "Герцог Эдинбургский" Чагин служил мичманом до 1884 года, а потом был переведен на клипер "Жемчуг", где служил еще почти два года. Там же, на Тихом океане, 1 января 1886 года Иван Чагин получает чин лейтенанта. Позднее, 26 мая 1886 года, Чагин был назначен младшим минным офицером на крейсер "Память Меркурия", однако прослужить на новом месте ему пришлось не долго. Вскоре он был отозван в Петербург и в сентябре 1886 года назначен преподавателем Морского корпуса. Он был зачислен в минный офицерский класс, и уже 29 сентября был произведен в минные офицеры 2-го разряда. В апреле 1887 года, после окончания Минного офицерского класса, Чагин назначается минным офицером на крейсер "Африка" (3-й флотский экипаж), которым командовал капитан 2-го ранга Федор Дубасов - будущий адмирал и московский генерал-губернатор.
1 января 1888 года Иван Чагин получил новое назначение. Он был назначен старшим минным офицером эскадренного броненосца "Екатерина II" Черноморского флота. На Черном море Чагин провел больше пяти лет своей службы, с 1888 по 1893 год. В январе 1890 года за морской поход он получает свой первый орден - Святого Станислава III степени.
6 марта 1893 года И.И. Чагин вновь был направлен на Тихий океан в должности старшего флаг-офицера начальника Тихоокеанской эскадры. В течение трех лет он служит на корвете "Витязь" и канонерской лодке "Бобр", совершает плавания по морям Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии, у побережья Кореи и Японии. За отличие по службе Чагин награждается орденами Святой Анны 3-й степени (январь 1894) и Святого Станислава 2-й степени (октябрь 1895), а также иностранными наградами - Офицерским знаком ордена Аннамского дракона (август 1894) и японской медалью по случаю 25-летия императорской японской четы (март 1895). В эти годы морскому офицеру Чагину удалось наладить личные контакты с японской императорской семьей, поэтому не было ничего удивительного в том, что именно Чагин был назначен 24 июня 1896 года морским агентом в Японии, хотя он не был ни высшим морским офицером, ни дипломатом.
6 декабря 1896 года И.И. Чагин назначается старшим офицером броненосного крейсера "Россия", оставаясь при этом морским агентом в Японии. Он совмещает в себе функции дипломата, бизнесмена, военного моряка, находится в тесном контакте с японскими правительственными и деловыми кругами. Он пользуется большим уважением и авторитетом среди политиков Японии и других стран Тихоокеанского региона, награждается Королевским орденом Камбоджи (18.3.1896) и японским орденом Священного сокровища III степени (14.2.1898). Обязанности морского агента в Японии Чагин исполняет до 1899 года. В апреле 1899 года "за отличие по службе" он произведен в капитаны 2-го ранга и продолжает службу на крейсере "Россия" Тихоокеанской эскадры.
Вскоре, правда, Чагину пришлось ненадолго сойти на берег. В 1900-1901 годах во главе русского десантного отряда он участвовал в походе на Пекин и подавлении Ихэтуаньского ("боксерского") восстания. Это восстание, направленное против вмешательства европейских государств в экономику, внутреннюю политику и религиозную жизнь Китая, было подавлено военной коалицией восьми государств - Российской империи, Франции, Японии, США, Великобритании, Италии, Германии и Австро-Венгрии. Повстанцы ставили перед собой цель очистить страну от иностранцев, для этого они в разных городах страны нападали на иностранцев и китайцев-христиан, представителей зарубежных миссий, сжигали и уничтожали церкви и школы. Только в мае 1900 года было сожжено 8 христианских храмов, сожжено здание Русской Православной миссии в Бэйгуане. В июне в Китае был убит сотрудник японского посольства, а в Пекине в ночь с 23 на 24 июня 1900 года началась резня христиан, получившая название "Варфоломеевская ночь в Пекине". В Тайюане были обезглавлены 45 английских миссионеров, католиков и протестантов, в числе которых были женщины и дети.
Эти действия китайских повстанцев и привели к созданию военной коалиции, в которой решающая роль была отведена российской армии. Так, части Приамурского военного округа Российской империи совместно с Уссурийским казачьим войском под командованием генерал-губернатора Николая Чичагова успешно действовали в Манчжурии, и в начале августа 1900 года взяли Харбин. В то же время часть русской армии при поддержке десантного отряда, высадившегося в Порт-Артуре, 30 сентября с ходу овладели Мукденом, другая часть продолжила наступление на Пекин.
13 августа начался штурм Пекина, продолжавшийся несколько дней. Когда российские войска уже вели уличные бои, к ним присоединился американский военный корпус. Вслед за ними в город вошли войска Японии, Германии и части британских колониальных сил из Индии. Лишь 28 августа коалиционные войска взяли штурмом императорский дворец. Иван Чагин возглавлял один из десантных отрядов, участвовал в штурме Пекина, где проявил мужество и героизм. За участие в походе на Пекин в составе коалиционных войск капитан 2-го ранга И.И. Чагин был награжден золотой саблей "за храбрость", французским орденом Почетного Легиона и почетной медалью.
После участия в штурме Пекина И.И. Чагин вернулся на свой крейсер "Россия", где занимал должность старшего офицера до 10 декабря 1901 года, а потом, в январе 1902 года он впервые получил корабль под собственное командование. Вернее, корабля как такового, пока еще не было. Крейсер 2-го ранга "Алмаз", на который И.И. Чагин был назначен командиром, был заложен на Балтийском заводе в Петербурге только в сентябре 1902 года. Однако Чагин не сидел без дела. Готовясь к принятию командования крейсером, он с сентября 1902 года по апрель 1903 года был слушателем командирских курсов Петербургской Морской академии. В августе Иван Чагин назначается флигель-адъютантом свиты его императорского величества. С этого времени начинается его близкое знакомство с членами императорской семьи и лично Николаем II, но Чагин с нетерпением ждет окончания строительства "Алмаза". Крейсер построили очень быстро, и уже 2 июня 1903 года он был спущен на воду, а в ноябре 1903 года вступил в строй.
С началом русско-японской войны крейсер "Алмаз" переведён на Тихий океан. И уже вскоре крейсеру и его командиру, капитану 2-го ранга Чагину, было суждено войти в историю. 14 (27) мая 1905 года крейсер "Алмаз" участвовал в Цусимском сражении - последней решающей морской битве в ходе русско-японской войны. Русская эскадра была полностью разгромлена, большая часть кораблей была потоплена или затоплена экипажами своих кораблей, часть капитулировала, некоторые интернировались в нейтральных портах и лишь четырем кораблям удалось дойти до русских портов. "Алмаз" под командованием И.И. Чагина был единственным из крейсеров, кому удалось прорвать японскую блокаду и прибыть во Владивосток 29 мая 1905 года. Через неделю, 6 июня, И.И. Чагин сдал командование крейсером капитану 2-го ранга Угрюмову.
И.И. Чагин тяжело переживал поражение в войне и гибель русской эскадры. Ему удалось спасти свой корабль, за проявленный героизм он даже был награжден в сентябре 1905 года орденом Святого Георгия 4-й степени, но чувство вины не оставляло его, он искал для себя нового важного дела.
После возвращения в Петербург, в сентябре 1905 года И.И. Чагин становится членом комиссии по пересмотру "Положения о морском цензе" 1885 года, которое определяло порядок производства в чины и назначения на строевые должности морских офицеров, флотских штурманов, артиллеристов и механиков, а также устанавливало продолжительность времени, проведенное офицером на корабле, как условие для дальнейшего продвижения по службе. Однако он рвался в море, и поэтому был счастлив принять на себя командование императорской яхтой "Штандарт" 7 ноября 1905 года.
Церемония закладки яхты состоялась 1 октября 1893 года в Дании, в присутствии гостивших там российского императора и императрицы. В день закладки было решено, что спуск на воду новой яхты, получившей имя "Штандарт", непременно должен состояться 26 февраля 1895 года - в день рождения Александра III. И через два года для спуска корабля пришлось несколько дней пробивать во льду канал, а поскольку во время суровой зимы упал уровень воды, строить далеко уходивший в воду специальный слип. Благополучный спуск "Штандарта" на воду прошел при большом стечении копенгагенцев, в присутствии членов датской королевской семьи во главе с кронпринцем Фредериком и всего дипломатического корпуса. Окончание сдаточных испытаний яхты совпало с пребыванием в Дании Николая II. Накануне их проведения, 3 сентября 1896 года, он побывал на "Штандарте" и, подробно осмотрев яхту, дал ей высокую оценку. Особенно ему понравилась внутренняя отделка кают и салонов, выполненная по проекту датского художника Людовига Монберга, которого он наградил серебряными часами. В своем дневнике Николай II отметил, что на новом "Штандарте" много мебели со старой яхты "Державы" и все серебро с нее же и с прежних "Ливадии" и первого "Штандарта".
Новая императорская яхта представляла собой двухвинтовую шхуну с гафельными парусами (к которым позднее на фок-мачте был добавлен брифок). При длине 112,8 м яхта имела водоизмещение 5480 т; две паровые машины суммарной мощностью 12 000 л.с. позволяли развить скорость до 22 узлов. Для салютов на верхней палубе стояло восемь 47-мм пушек Гочкиса с никелированными стволами.
2 апреля 1906 года командир "Штандарта" И.И. Чагин был произведен в капитаны 1-го ранга. Императорская яхта ходила чаще всего по Балтике и северным морям - в Данию, Англию, Бельгию… В 1906 и 1907 годах весной и летом Николай II с семьей уходил на "Штандарте" в финские шхеры. Не всегда эти плавания проходили благополучно. Так, в конце августа 1907 года было решено осмотреть несколько живописных бухт в финских шхерах, и 29 августа яхта под командованием флигель-адъютанта капитана 1 ранга И.И. Чагина и ответственного за ведение судна контр-адмирала К.Д. Нилова с лоцманом И.Блумквистом (35 лет водившим корабли в районе полуострова Ганге-Удд) на борту вышла из Юнгфурзунда, направляясь в Рилакс-фиорд. Впереди "Штандарта" шли эскадренные миноносцы "Украина" и "Выносливый", а за ним - посыльное судно "Азия". Несмотря на все предосторожности, яхта, идя 14-узловым ходом, западнее острова Граншер неожиданно наскочила на камень, не отмеченный на картах. При ударе оказался поврежденным форштевень, в носовой части образовались две пробоины, в носовые кочегарки стала поступать вода. Императору с семьей и свитой пришлось перейти на "Азию", а с нее на подошедшую новую колесную "Александрию". Для продолжения отдыха в шхерах императорской семьи из Копенгагена была вызвана яхта "Полярная звезда".
26 сентября снятый с камня при помощи ледокола № 1 и нескольких небольших пароходов "Штандарт" своим ходом ушел в Кронштадт. Там его поставили в Константиновский сухой док. Через шесть недель ремонт закончился, и 30 октября 1907 года яхта ушла на зимовку в Санкт-Петербург.
29 марта 1909 года "за отличие по службе" И.И. Чагин был произведен в контр-адмиралы и назначен в свиту Его Императорского Величества. Начиная с 1909 года "Штандарт" ежегодно ходил в Севастополь. Приезжавших туда на "царском поезде" Николая II с семьей яхта доставляла в Ялту и стояла у ялтинского мола до их отъезда в Петербург, после чего возвращалась на Балтику. В последний раз Николай II совершил такое плавание на "Штандарте" в конце июня 1914 года, но верного товарища, контр-адмирала Чагина, Джонни, как его называли, уже не было с императором. Осенью 1912 года "Штандарт" опять налетел на камни в финских шхерах. Контр-адмирал Иван Иванович Чагин воспринял это событие как собственную оплошность, но был оправдан. К его несчастью, тут же выяснилось, что в трюме яхты была устроена подпольная типография. Этого контр-адмирал И.Чагин перенести не мог и, верный своему долгу офицера, покончил жизнь самоубийством 12 октября 1912 года.
Этот эпизод был описан в романе Валентина Пикуля "Нечистая сила". Приведем полностью весь отрывок из книги:
"За посадку "Штандарта" на рифы Чагина судили заодно с Костей Ниловым. Их выручил финский лоцман, доказавший на суде, что риф (острый как иголка) известен только старым рыбакам, а на картах он не отмечен. Чагин был оправдан. Но он не вынес того, что под палубой его "Штандарта" размещалась подпольная типография, жарившая "Долой царя!" прямо на корабельных бланках. Свидетель пишет, что Чагин "зарядил винтовку и, налив ее водою для верности, выстрелил себе в рот. Голова разлетелась вдребезги, оставив на стене брызги мозгов и крови. На панихиде гроб был покрыт андреевским флагом, а на подушке - вместо головы! - лежал носовой платок. Факты, обнаруженные следствием, держались в строгом секрете". "Штандарт" имел свои особые тайны..."
И.И. Чагина похоронили в Петербурге, на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.