СОЛОГУБ Федор (1863-1927)

Сологуб Ф. Федор Сологуб (настоящие имя и фамилия - Федор Кузьмич Тетерников) родился 17 февраля (1 марта) 1863 года в Санкт-Петербурге, в бедной семье. Его отец - Кузьма Афанасьевич Тетерников - незаконный сын помещика Полтавской губернии, был дворовым человеком, после отмены крепостного права работал портным в столице. Мать - Татьяна Семёновна - была крестьянкой. В марте 1867 года его отец умер, оставив жену с двумя малолетними детьми - 4-х летним Федором и двухлетней Ольгой.

Чтобы прокормить детей, вдова нанялась в небогатую чиновничью семью "прислугой за все". Это позволило ей в 1873 году отдать Федора на учебу в двухклассное приходское училище, которое мальчик окончил в 1875 году. Мать Сологуба была бедна, но старалась заинтересовать сына театром и музыкой, в доме водились книги, и мальчик рано пристрастился к чтению. После приходского, Федор учился в уездном училище, а затем прошел ускоренную педагогическую подготовку в Петербургском Учительском институте. Окончив институт в 1882 году, 19-летний Сологуб отправился с сестрой и матерью преподавать математику в глухую провинцию - в городок Крестцы Новгородской губернии (1882-1885), в Великие Луки (1885-1889), наконец в Вытегру Олонецкой губернии (1889-1892).

Учительствовал он усердно и даже написал учебник по геометрии, однако не считал школьное преподавание достойным занятием. Его страстью была поэзия. Стихи Сологуб писал с 12 лет, и еще тогда в юном поэте созрела твердая уверенность в своем призвании, в заложенных в него поэтических возможностях. Долгое время такая уверенность особых оснований не имела - за все 10 лет пребывания в провинции Сологуб опубликовал в "журнальчиках" около десятка стихотворений; но с начала 1890-х годов положение стало меняться.

В июле 1891 года Сологуб знакомится с сотрудником журнала "Северный вестник" Николаем Минским, которого даже через 20 лет называл "идейным единомышленником". На суд Минского было представлено несколько сотен стихотворений, и они пришлись весьма кстати. Поэты Минский, З.Н.Гиппиус и Д.С.Мережковский, критик А.Л. Волынский и издатель Л.Гуревич были заняты преобразованием бывшего народнического журнала "Северный вестник" и с радостью приняли стихи Сологуба. В сентябре 1892 года, переселившись в Петербург и продолжая преподавать в школе, Ф.Сологуб становится постоянным сотрудником "Северного вестника" и входит в круг русских символистов, где в апреле 1893 года получает свой "аристократический" псевдоним: им стала изуродованная для юридической безопасности известная графская фамилия. Стихи его печатаются во многих петербургских журналах и газетах; он пишет множество рецензий, заметок и статей, заканчивает и печатает в 1896 году первый роман из провинциальной учительской жизни "Тяжелые сны" (начатый еще в 1882 году). Как правило, Сологуба причисляли к зачинателям поэтического символизма, поскольку он выступал рядом с ними на страницах периодических изданий и пользовался среди них особенно высокой репутацией. Но, как замечает Волынский, Сологуб лишь "примыкал к ним", и добавляет: "...я лично не видел ничего символического в поэзии Сологуба... Это был не символист, а декадент в самом высоком смысле слова". При некоторой общности существенные различия между Сологубом и символистами выявились в период его наибольшей популярности - в 1905-1914 годах и после 1917 года. Однако во время общественного подъема начала 1900-х годов и Минский, и Мережковские, и Бальмонт, и Белый, и Сологуб занимали весьма близкие позиции.

В 1893-1897 годах в "Северном вестнике" были помещены 17 его стихотворений (2 из них - переводы из Верлена), три рассказа ("Тени"; "Червяк"; "К звездам"), пять статей на общественные темы, множество рецензий. Важным в жизни Сологуба был 1896 год - в январе за преподавательскую службу ему пожалован орден Св. Станислава 3-й степени, в марте отдельным изданием выходит роман "Тяжёлые сны", а в октябре - выходят "Тени" - объединённый сборник рассказов и второй книги стихов. В апреле 1897 года в редакции "Северного вестника" происходит раскол. Ф. Сологуб прекращает сотрудничество с журналом, издает роман "Тяжёлые сны" на немецком языке в Австро-Венгрии, начинает публиковаться в газете "Петербургская жизнь". С 1899 года он сотрудничает в декадентских и символистских журналах и альманахах "Мир искусства", "Новый путь", "Весы", "Золотое руно", параллельно работая учителем-инспектором Андреевского городского училища в Петербурге, и являясь членом Петербургского уездного училищного совета.

Популярность Сологуба росла постепенно. В 1902 году был закончен его второй роман "Мелкий бес", опубликованный в 1905 году в журнале "Вопросы жизни", а в 1907 году вышедший несколькими изданиями. По словам Блока, этот роман был прочитан "всей образованной Россией". Сологуб выдвинулся в первый ряд литераторов и стяжал всеобщее читательское признание. Следом выходят первые пьесы и книги рассказов, новый роман "Навьи чары" (1907-1909), что еще более усиливает популярность Сологуба. Однако в этот же период Сологуб испытывает и тяжелые времена. Все попытки вылечить его больную сестру в Райволе (Финляндия) заканчиваются неудачей, и 28 июня 1907 года Ольга умирает. Сологуб тут же, в июле, выходит в отставку и переезжает на частную квартиру. И только литературный труд, выход третьего сборника рассказов "Истлевающие личины", публикация пьесы "Любви" в журнале "Перевал" и романа "Навьи чары" помогают Сологубу пережить потерю.

В 1908 году Сологуб женится на писательнице и переводчице Анастасии Чеботаревской (1876-1921). В этом же году выходит поэтический сборник "Пламенный круг", трагедия "Победа смерти" и сборник рассказов "Книга разлук". Отдельной книгой изданы переводы из Верлена. Событием в жизни Ф.Сологуба стал выход в 1909-1911 годах в издательстве "Шиповник" его Собрания сочинений в 12 томах, включающее два романа ("Тяжёлые сны" и "Мелкий бес"), драмы, стихи, рассказы, сказочки и статьи. Весь 1913 год прошел в гастрольных поездках. Ф.Сологуб вместе с А.Чеботаревской и поэтом И.Северяниным отправляется по городам России. Лекцию о поэзии "Искусство наших дней" и стихи читали в 39 городах, в том числе в Минске, Вильно, Харькове, Одессе, Полтаве, Ростове-на-Дону, Екатеринодаре, Симферополе, Баку, Тифлисе, Батуме, Курске, Житомире, Чернигове. Тогда же издательство "Сирии" начинает выпуск нового собрания сочинений Ф.Сологуба - уже в 20 томах, но его выход прекращается в 1914 году с началом Первой мировой войны. Перед самой войной, в апреле-июне 1914 года Ф.Сологуб едет за границу, где читает лекцию "Искусство наших дней" в Берлине и Париже. На войну Сологуб отозвался новой книгой патриотических (и довольно слабых) стихов "Война", вышедшей в феврале 1915 года, много печатался в газетах со статьями. 14 сентября 1915 года состоялось официальное бракосочетание Ф.Сологуба и А.Чеботаревской.

Февральскую революцию 1917 года Сологуб встретил восторженно, но Октябрьскую он не принял. С января 1918 года участвовал во всех возможных культурных мероприятиях, призванных противодействовать большевистскому режиму. В марте Сологуб организовывает Союз деятелей художественной литературы, на встрече деятелей искусства с наркомом просвещения А.В. Луначарским выражает резко отрицательное отношение к реформам большевиков (создание государственной "Коллегии по делам искусства", ликвидация Академии Художеств и уничтожение памятников).

В весенний день мальчишка злой
Пронзил ножом кору березы,-
И капли сока, точно слезы,
Текли прозрачною струей.

Но созидающая сила
Еще изникнуть не спешила
Из зеленеющих ветвей,-
Они, как прежде, колыхались
И так же нежно улыбались
Привету солнечных лучей.

27 июня 1887
Революция отодвинула творчество на задний план. Известность и престиж Сологуба серьезно пошатнулись. Его книги выходили ничтожными тиражами и никакого читательского интереса не вызывали. "Его никто не знал. Его нигде не ждали... Жизнь отвергала его", - вспоминал будущий председатель Союза Советских писателей К.Федин. Положение изменилось, появились материальные трудности, Сологуб почти целиком переключился на переводы. У жены развивалось психическое заболевание - она не выдержала резкой перемены, происшедшей с окружающим миром. Сологуб очень хотел уехать, в 1920 году просил у Ленина разрешение на выезд за границу, но не получил его. В течение более чем двух лет (1919-1921) Сологуб обращался с просьбой о выдаче ему заграничного паспорта. Паспорт ему все же выдали летом 1921 года, но вскоре отобрали. А 23 сентября 1921 года произошла трагедия: Анастасия Чеботаревская покончила с собой, утопившись в реке, и лишь спустя месяцы труп был найден. Последняя встреча Сологуба с мертвой женой описана в "Сумасшедшем корабле" О.Форш: "Его лицо желтой слоновой кости стало белым. Но поступью патриция он важно прошествовал к трупу и, сняв с ее руки обручальное кольцо, надел на руку себе. Потом он опять жил, потому что он был поэт. Но стихи свои читал он несколько иначе, чем при ней, когда объезжали вместе север, юг и Волгу и "пленяли сердца".

Сологуб резко переменился, стал безразличен ко всему. Намерение уехать из страны после смерти жены угасло. Он с покорностью продолжал сочинять стихи, уже ничего для себя не желая. Смерти жены посвящены многие стихотворения 1921 года ("Унесла мою душу...", "Не глядится никто в зеркала..." и др.). Как ни странно, Сологуб со своим почти любовным отношением к смерти не собирался последовать за женой, он намерен был до конца тянуть каторгу жизни. Поэт занял внешне нейтральную позицию к новому строю, хотя был настроен резко отрицательно, был вынужден продолжать общественно-литературную деятельность. Его снова стали печатать, в феврале 1924 года в Ленинграде широко отмечали 40-летие творческой деятельности Сологуба, а потом он стал получать разнообразные должности. В апреле 1924 года он был избран почётным председателем секции переводчиков Ленинградского отделения Всероссийского Союза Писателей, в 1925 году - председателем секции детской литературы, наконец, в 1926-м - председателем правления Союза ленинградских писателей, вошел в редколлегию "Всемирной литературы".

Но изнуряющая болезнь сделала свое дело. 5 декабря 1927 года Федор Сологуб - поэт, прозаик, драматург, переводчик, теоретик символизма - скончался в Ленинграде. Похоронен он был 7 декабря 1927 года на Смоленском православном кладбище, рядом с его женой А.Н. Чеботаревской.

Лирика Сологуба поражает устойчивым пессимистическим настроением. В его произведениях декадентство приобрело настолько впечатляющий облик, что возникал вопрос: не его ли прославление смерти вызвало волну самоубийств, прокатившуюся по России в начале века? У него нет ни одного рассказа, где бы дело не кончалось смертью, убийством, самоубийством, чаще всего - самоубийством на заре жизни. И умирают самоубийцы Сологуба не потому, что они разочаровались в жизни, их прямо манит к себе смерть. Современники Сологуба определяли его как человека, поклоняющегося дьяволу, вместо Бога. Поэт отдавал себе вполне ясный отчет о необычности своих вкусов: "Я иду путем опасным, над немой и темной бездной". Противников у него было немало - от Горького, боровшегося с "сологубовщиной" в литературе, до петербургского прокурора, возбудившего дело против автора за "оскорбление нравственности". И все же Федор Сологуб был выдающимся поэтом и писателем, еще при жизни признанным классиком.


могила Фёдора Сологуба и  А.Н. Чеботаревской

могила Фёдора Сологуба
 
Hosted by uCoz