Советский оператор и режиссер документального кино, народный артист СССР Е.Ю. Учитель родился 15 (28) октября 1913 года в Тирасполе Подольской губернии.
В 1930 году Ефим Учитель приехал в Ленинград и поступил на операторский факультет Ленинградского института киноинженеров (ЛИКИ), который окончил в 1935 году. А окончив институт, Ефим в 1935 году пошел работать на ЛСК - Ленинградскую студию кинохроники, позднее преобразованную в Ленинградскую студию документальных фильмов. Дебютом молодого режиссера стала документальная лента "Праздники в тундре", вышедшая в 1937 году.
Перед войной, в 1940 году, вышли еще два документальных фильма Е.Ю. Учителя - "Эстонская земля" и "Линия Маннергейма" (режиссер Валерий Соловцов). Учитель был тогда кинооператором. Потом началась Великая Отечественная война, работа фронтового оператора. В 1942 году в соавторстве с Романом Карменом, Николаем Комаревцевым и Валерием Соловцовым был создан фильм "Ленинград в борьбе". Это был первый полнометражный фильм, в котором Е. Учитель выступил в качестве не только оператора, но и режиссера-постановщика. За создание фильма "Ленинград в борьбе" его создатели были удостоены в 1943 году Государственной (Сталинской) премии первой степени.
В годы войны фронтовой оператор Ефим Учитель снимал героическую оборону Ленинграда. В 1944 году он снял документальный фильм "Прорыв блокады Ленинграда". Фронтовые кинокадры Е.Ю. Учителя вошли в документальные фильмы "Берлин", "Парад Победы" (оба - 1945) и др. Фильмы "Ленинград в борьбе" и "Лагерь смерти Клоога" (1944) демонстрировались на Нюрнбергском процессе как обвинительные документы.
К теме Ленинграда режиссер не раз возвращался и потом, эта тема надолго вошла в творчество документалиста. "Ленинград" - фильм, посвященный послевоенному городу-герою, сделан в 1947 году. Автором-режиссером его был Роман Кармен, Ефим Учитель - режиссером и главным оператором. А затем неоднократные возвращения к теме, через каждые пять-десять лет. Постоянные раздумья о судьбе города, его истории, его людях, взгляд на город современный и воспоминания о войне. Ленинград радостный, праздничный, ясный, и Ленинград, скорбящий об утратах; город в знаменах и солнце - и город под холодным, моросящим дождем, в тумане, в снежной мгле. Стройки Ленинграда, цеха его заводов, судьбы питерского рабочего класса - все это волнует режиссера, становится предметом его размышлений, входит в созданные им фильмы. Среди них - "Подвиг Ленинграда" (1959, совместно с В.Соловцовым) и "Ленинградский концерт", "Рассказы рабочих" (1965) и "Встреча с Ленинградом" (1970), "Ленинград - город-герой" (1975) и "Ленинград. Годы и свершения" (1974). Из отдельных фильмов, отдельных эпизодов, штрихов подлинной жизни, схваченных объективом киноаппарата, возникает обобщенный образ города, его документальный портрет. Черты его изменчивы, но узнаваемы в своей характерности, в своей особой ленинградской типичности. Это город, за которым наблюдает глаз документалиста, замечая сквозь призму времени постигающие его изменения.
Eфим Учитель не относился к числу документалистов, которые ездят по всему миру и, попадая волею судьбы в дальние страны, умеют рассказать о них вещи интересные, любопытные и удивительные. "Творческой вотчиной" Учителя стала Россия. Но в обычных для нас географических пунктах Учитель умеет найти то, что заставляет задуматься о жизни и о людях, живущих бок о бок с нами, о наших соотечественниках и современниках. Учитель разрабатывает тему России, русского характера, создает кинопортреты современников. Жадный интерес, любопытство к человеческому характеру и его проявлениям, к возможностям перенести на экран неповторимое своеобразие личности характеризуют почти все работы Учителя. В своих фильмах Е. Учитель ищет решение одной из самых важных проблем искусства кинопублицистики. Это - создание образа человека документальными средствами.
У Ефима Учителя был свой способ разыскивать героев. Его не очень привлекали люди известные, о которых много говорили, часто и охотно писали. Ему иногда интереснее было самому найти нового человека, впервые раскрыть в фильме богатство его личности. Предварительное знакомство происходило обычно по письмам. И когда приходило время отправляться на место съемок, режиссер ехал не к незнакомым людям, а к близким и хорошим друзьям. Возникшая дружба, основанная на глубоком уважении режиссера к людям иного жизненного опыта, иного психологического склада, иных профессий, часто длилась годами.
Как говорил Е.Учитель, "работа над документальным фильмом близка к журналистской. И рождение замысла фильма часто похоже на рождение журналистского замысла. Важен первый толчок. Иногда его дает какое-то жизненное наблюдение. Иногда - прочитанная в газете заметка, услышанное по радио сообщение. Иногда - это журнальная статья, очерк, рассказ очевидца. Часто, когда снимаешь человека, он говорит: "Что меня снимать, что во мне интересного? А о таком-то вы слышали? Вот кого надо снимать!" Один человек помогает найти другого. Так идет цепная реакция - от одного документального героя фильма к другим, достойным внимания".
В людях, живущих рядом с нами, находит Е. Учитель самое интересное и ценное для рассказа - сложный характер, яркую индивидуальность, живую человеческую душу. В них - в их делах, характерах и судьбах - ищет документалист ответ на сложные вопросы сегодняшнего бытия - ставит проблемы политической, экономической, нравственной жизни. В них находит он отражение закономерностей общественного и исторического развития своей страны. Через них видит ее будущее. Русский человек, русский характер, богатство русской души - главная тема творчества Учителя. Ей посвящены наиболее значительные его фильмы - "Русский характер" (1957), "Дочери России" (1959), "Мир дому твоему" (1960) - трилогия о нашем современнике. Вместе с фильмом "Песни России" (1963) эти ленты составили цикл фильмов о России, получивший в 1967 году Государственную премию РСФСР имени братьев Васильевых. Об этом же рассказывают и более поздние его картины - "Твое щедрое сердце" (1967, премия ВКФ-1968) и "Вилегодские мужики" (1971).
Как Е.Учитель отбирал героев для своих фильмов? Сам он рассказывал: "Герои, вернее, героини фильма "Дочери России" - русские женщины. Из миллионов нужно было отобрать нескольких и через них показать миллионы. Почему же отобраны те, а не эти? Чем руководствуешься при этом? В этом фильме существенное место занимает ленинская тема. Узнаю, кто из ныне живущих современниц Владимира Ильича знал его, встречался с ним. Выясняю, что когда Ленин уже был тяжело болен и лежал в Горках, навестить его приезжала рабочая делегация, среди членов которой была женщина. После долгих поисков обнаруживаю, что это Клавдия Гусева. Что теперь она работает на Глуховском комбинате. Встретился с ней, побеседовал. Она рассказала о себе, вспомнила других. От нее пошла цепь встреч, воспроизведенная на экране и позволившая зримо и, как мне кажется, живо раскрыть ленинскую тему. В этом же фильме мне хотелось рассказать о женщине-ученом, этом новом явлении нашего времени. Кого же из многочисленных женщин-ученых показать в фильме? Здесь для меня были важны два момента. Во-первых, хотелось, чтобы героиня обладала подлинной женственностью, чтобы "ученость", образование, занятость не мешали ей оставаться женщиной. Я расспрашивал о такой героине, искал ее в разных научных учреждениях. Во-вторых, мне хотелось, чтобы рассказ о женщине-ученом был интересен, занимателен. Так появилась в фильме еще одна героиня - Лидия Курносова, доктор наук, получившая на Международном конгрессе астронавтов, вместе с несколькими учеными мира, в знак признания ее заслуг, символический паспорт для полета на Луну. Таким образом, приступая к отбору героя, я обычно представляю его себе в идеале, держу в воображении его образ. Потом поиски - иногда очень долгие, иногда неожиданно быстрые - приводят к какому-то человеку, который может выразить нужную для фильма тему, идею, мысль".
"Заканчивая картину, редко бываешь доволен тем, как она получилась. Думаешь, как бы сделал ее, если бы можно было начать сначала. И, кажется, что мог бы сделать ее лучше, немного иначе или совсем по-другому. Так из размышлений о фильме, из желания сделать что-то по-новому рождается следующая картина, следующая работа. Иногда толчок для создания нового фильма дает один из эпизодов старого. Бывает, чувствуешь, что в небольшом эпизоде заложены возможности для более широкой работы. Хочется развить кратко выраженную мысль или более подробно рассказать о каком-либо человеке".
Особое место в творчестве Е.Ю. Учителя занимают фильмы на военно-патриотическую тематику: "Граница" (1972, Серебряная медаль им. А.Довженко, 1973), "Мои комиссары" (1979). В последние года им были созданы документальные ленты "Памятник" (1975), "Как дела, товарищ председатель?" (1977), "Ирина Колпакова" (1978), "Доброе утро, люди!" (1981).
Ефим Учитель вспоминал: "Я не представляю себе, что можно снимать документальный эпизод так, как он написан в сценарии. Сценарий дает лишь точку отсчета. В сценарии намечена лишь отправная мысль. Дальше идет импровизация, диктуемая жизнью. Когда человек слушает музыку, у него обычно рождаются образы, мысли, ассоциации. У каждого свои. Для меня сценарий - та же музыка, возбуждающая воображение, рождающая мысли, помогающая творчеству. Все остальное зависит от живой реальной действительности, от общения с людьми. Важно лишь ориентироваться на сценарий, учитывая высказанные в нем мысли, идейную направленность картины. Конкретный материал, конкретное наполнение эпизода дает жизнь".
"Монтаж - очень важный этап создания фильма. Пленка, которую держишь в руках, заставляет на многое смотреть иначе. Просматривая на экране готовый, отснятый материал, заново переосмысливаешь сделанное. Ищешь новые сочетания эпизодов. Столкновения и сопоставления кадров рождают новый публицистический смысл. Для меня период монтажа - самый значительный, самый интересный. В этот момент больше всего я ощущаю вдохновение, восхищаюсь силой документального кино, радуюсь, что этим занимаюсь, что это - моя работа. Сидеть в затемненном просмотровом зале, смотреть готовый материал - жизнь, перенесенную на экран, - что может быть интереснее? В период монтажа может быть переосмыслена и перестроена вся картина".
Е.Ю. Учитель снял более 50 документальных фильмов, сюжеты для киножурналов, специальные выпуски кинохроники... В них отразилась жизнь советской страны почти за 40 лет, ее история, ее дела, заботы и свершения. Фильмы Учителя - это, прежде всего, фильмы о людях. Вот почему, когда он однажды взялся за тему, которая значилась в плане студии как "фильм о Российской Федерации", вместо рассказа о республике, похожего на десятки подобных, он сделал фильм о людях. И произошла удивительная вещь - зритель увидел на экране академика Кржижановского, друга и соратника В.И. Ленина, и врача Нину Завьялову, испытавшую на себе противочумную сыворотку, старого охотника Попова, открывшего Воркутинское угольное месторождение, и учителя Николая Сидорова, поселившегося в горах Сихотэ-Алиня, чтобы научить грамоте детей, токаря Карасева и героев Бреста - а за ними вставала Русская земля с ее историей, ее прошлым и будущим.
В 1976 году Е.Ю. Учитель был удостоен звания народного артиста СССР. Режиссер был награжден орденом Ленина, другими орденами, медалями. За всю свою творческую жизнь Ефим Учитель ни разу не выступил с программными теоретическими статьями, декларациями или манифестами. Но пристрастия его и антипатии в сфере искусства, которому он посвятил жизнь, определенны. Взгляды его на роль, задачи и цели документального кино проверены годами практики, работой над многими фильмами.
Народный артист СССР Е.Ю. Учитель скончался в Ленинграде 18 августа 1988 года. Похоронен он был на Серафимовском кладбище. В 1992 году на здании Студии документальных фильмов (наб. Крюкова канала, 12), где Е.Ю. Учитель работал с 1935 по 1988 год, была установлена мемориальная доска (арх. Т.Н. Милорадович, ск. Л.К. Лазарев).
Учитель - это не псевдоним, это подлинная фамилия одного из крупнейших мастеров документального кино. Однако если бы Ефим Учитель выбирал себе псевдоним, вряд ли он выбрал бы более удачный. Не потому, что у него много учеников - Учитель никогда не преподавал ни во ВГИКе, ни в ленинградских вузах, и не потому, что им владеет страсть поучать младших. Но творчество Учителя, его путь в искусстве, его преданность выбранной профессии - живой пример для тех, кто идет нелегкой дорогой кинохроникера.