БАСИН Петр Васильевич (1793-1877)

Басин П.В. Русский живописец П.В. Басин родился 6 июля 1793 года в Петербурге. Петр рано стал увлекаться рисованием и в 1811 году, в 18-летнем возрасте, поступил вольнослушателем в Императорскую Академию художеств, с которой связал почти всю свою жизнь. Начав заниматься в рисовальных классах Академии, Басин завершил образование, занимаясь исторической живописью у профессора В.К. Шебуева. Картина "Христос изгоняет из Иерусалимского храма торгующих" (1818) принесла художнику Большую золотую медаль, известность и академический пенсион для поездки за границу.

Пенсионерские поездки в первой половине XIX века (как правило, в центр европейской живописи - Италию) выпускников Академии художеств, достигших наибольших успехов в обучении в стенах родной Академии, для большинства молодых российских художников являлись важным этапом их становления и превращения в настоящих мастеров. И для П.В. Басина одиннадцатилетнее пребывание в Италии можно отнести к наиболее удачным годам его творчества. В 1819 году П.В. Басин отправляется в Италию. Здесь он создает не только картины на мифологические сюжеты ("Фавн Марсий учит юношу Олимпия игре на свирели", 1821, ГРМ; "Сусанна, застигнутая старцами в купальне", 1822, ГРМ), как того "требовало" господствующее в Академии художеств направление академизма. Он пишет также портреты ("Портрет художника Сильвестра Щедрина", 1823, "Неизвестная с девочкой", 1822; "Клодина Нантен", 1827), жанровые сцены из итальянской жизни ("Землетрясение в Рокка-ди-Папа близ Рима", 1830, ГРМ), пейзажи ("Вечерний пейзаж...", "Пейзаж со стадом коз", "Итальянский пейзаж", "Вид в окрестностях Субиако", все 1820-е) и др. Созданные им помимо перечисленных картины "Разбойник, похищающий девушку от ее матери", "Фраскатанские игроки", копии ватиканских фресок Рафаэля "Изведение апостола Петра из темницы", "Боллсенская месса", копии с Доминикина "Приобщение св. Иеронима" и много других - вот далеко не полный перечень работ талантливого художника, выполненных в этот период.

Особый интерес представляют живописные этюды с натуры, в которых художник стремился передать состояние определенного времени суток, освещение и цветовые отношения. Постановка этих проблем характеризует его как мастера, не чуждого влияния романтического искусства. Романтическая стилистика ощутима и в самой известной, наиболее значительной картине Басина, написанной на сюжет из античной истории, - "Сократ при осаде Потидеи защищает Алкивиада" (1826-1828). Этим полотном Басин завершил свою одиннадцатилетнюю стажировку в Италии. Картина эта после успешного показа в Риме была отправлена в Петербург на корабле. В пути судно потерпело крушение, и холст оказался сильно испорченным. Вернувшись в Россию, Басин в 1830 году основательно подправил картину, а затем подарил ее Академии Художеств (ныне картина хранится в Русском Музее). В том же 1830 году за эту картину Басин получил звание академика.

Его светская карьера сложилась в России удачно. В Петербурге Басин почти сразу же после возвращения из Италии начинает преподавать в Академии Художеств. В 1831 году он становится одним из ведущих преподавателей Академии, с 1836 года - профессором II степени по классу исторической и портретной живописи и успешно занимается преподавательской деятельностью почти сорок лет (1831-1869), регулярно получая ордена и очередной чин.

Землетрясение в Рокка-ди-Папа, близ Рима. 1830. Масло В 1830-е годы он пишет для Зимнего дворца сорок мифологических и аллегорических фигур, а также плафон для дворцовой церкви. В 1837-1839 годы совместно с Ф.И. Вундерлихом выполняет росписи Помпейской галереи Зимнего дворца. В награду за эти работы художник получает орден св. Владимира 4-й степени и золотую медаль, отчеканенную в память восстановления дворца после пожара. Ничего яркого, выдающегося, художник в эти годы больше не создал. Его художественная жизнь главным образом протекала в работе над заказными портретами. Особенно удачен, видимо, потому, что писался с любовью, портрет Ольги Владимировны Басиной, рано умершей жены художника (между 1838 и 1841, ГРМ), портреты Ю.П. Самойловой (1839), шестерых своих детей (середина 1850-х) и др., а также жанровая картина в духе школы Венецианова "Чердак здания Академии художеств" (начало 1830-х годов), небольшое полотно, изображающее академический чердак с прачками, развешивающими бельё.

Доминирующее же положение в творчестве художника 1830-1850-х годов занимают монументальные работы как религиозного, так и светского содержания. В их числе плафон "Аполлон и музы" (1832-1833) для зала Академии художеств, "Благовещение" для царских врат собора Всех учебных заведений (не ранее 1833), "Введение во храм" для алтаря Казанского собора (1841) и др. В 1837 году Басин выполнил четыре образа больших размеров и плафон "Сошествие Святого Духа на апостолов" над алтарем академической церкви Святой Екатерины - одно из лучших созданий русской религиозной живописи. После 1839 года - возобновил плафон "Воскресение Христово" в церкви Зимнего дворца, принадлежавший кисти выдающегося венецианского мастера XVIII века Ф.Фонтебассо и погибший во время пожара 1837 года.

Одновременно он выполняет значительные заказы по оформлению строящихся храмов и церквей, в частности работает над художественной композицией для алтарной части Казанского собора в Петербурге. А с 1843 по 1855 год П.В. Басин работал над живописным оформлением главного храма российской столицы - Исаакиевского собора. Из всех художников, принимавших участие в росписях, Басину принадлежит наибольший объем работ. Для придела св. Александра Невского им созданы росписи "Господь Вседержитель, несомый ангелами", "Св. Александр Невский, молящийся перед крестом об избавлении своего Отечества", "Победа св. Александра Невского над шведами", "Христианская кончина св. Александра Невского", "Перенесение мощей св. Александра Невского из Владимира в Санкт-Петербург в 1724 году". Для придела св. Екатерины Петр Васильевич написал "Взятие на небо Богоматери", "Страдания великомученицы Екатерины", "Страдания великомученика Георгия", "Отречение от всех благ великомученицы Варвары". Кисти П.В. Басина принадлежат изображения святых в парусах под малыми куполами этих приделов. Но самой значительной работой художника в Исаакиевском соборе по праву считается роспись "Нагорная проповедь" в аттике центрального трансепта южной стены. Вместе с тем Басин блестяще завершил начатые заболевшим К.П. Брюлловым росписи, находящиеся под центральным куполом. Он скрупулезно следовал эскизам и картонам Брюллова, придерживаясь выбранного автором колорита. По эскизам Брюллова Басин написал образы двенадцати апостолов в барабане главного купола, четырех евангелистов - в парусах и выполнил две композиции для аттика центральной части собора - "Лобзание Иуды" и "Несение креста" (две другие - "Се человек" и "Бичевание" - Басин написал по картонам Брюллова).

Фавн Марсий учит юношу Олимпия играть на свирели. 1821. Масло Росписи Исаакиевского собора выполнены в традициях русской академической школы и в строгом соответствии с канонами Православной Церкви. Они принесли художнику славу. За работу в соборе художник был награжден орденом св. Владимира 3-й степени и золотой медалью на Андреевской ленте. Через год после завершения росписей Исаакиевского собора, в 1856 году, Басин был возведен в звание заслуженного профессора.

Завершающими работами Басина стали в 1867 году исполненные в натуральную величину картоны фигур, предназначавшиеся для росписей храма Христа Спасителя в Москве. Из-за резко ухудшившегося зрения Басин не смог осуществить их непосредственно в храме. Это сделал под его руководством академик живописи Н.А. Кошелев. Последние десять лет жизни художника прошли тихо и незаметно. Почти слепой, в последнее десятилетие своей жизни он вынужден был отойти от занятий искусством. В отставку он вышел в 1869 году заслуженным профессором I степени по живописи исторической и портретной, в чине действительного статского советника.

Умер художник в Петербурге 16 июля 1877 года. Он был похоронен на Новодевичьем кладбище, где было установлено архитектурное надгробие. Бюст П.В. Басина, выполненный скульптором И.И. Подозеровым в 1867 году, был снят с надгробия в 1930 году и ныне хранится в Русском музее.

Творчество П.В. Басина характерно для художника русской академической школы середины XIX века. Заслуженный профессор религиозной, исторической и портретной живописи П.В. Басин написал около сотни картин, наилучшие из которых принадлежат Академии художеств, государственному Русскому музею и Третьяковской галерее. Он оказал значительное влияние на русскую художественную школу. Басиным написано множество портретов, украшающих залы Зимнего дворца; но известность ему создали, главным образом, работы в области религиозной живописи.

Могила Басина П.В.

 
Hosted by uCoz