Русский советский художник И.И. Бродский родился 25 декабря 1883 (6 января 1884) года в селе Софиевка Таврической губернии (ныне - Запорожской области Украины), в семье мелкого торговца и землевладельца. Мальчик с детства проявлял талант к живописи. С пяти лет он срисовывал из книг и рисовал с натуры все, что попадалось ему под руку. Родители отправили талантливого ребенка учиться в четырехклассную городскую школу Бердянска, а в 1896 году определили его в Одесскую рисовальную школу, которая вскоре превратилась в Одесское Художественное училище при Академии художеств. Здесь наставниками Исаака Бродского были Л.Д. Иорини, К.К. Костанди и Г.А. Ладыженский.
Образование в Одессе было закончено в 1902 году, в том же году Бродский переехал в Петербург и был без экзаменов зачислен на первый курс Петербургской Академии художеств в класс И.Е. Репина и Я.Ф. Ционглинского.
С первых лет обучения Бродский проявил особый интерес к пейзажной и портретной живописи. От И.Е. Репина он воспринял манеру письма, интерес к сюжетной картине. Бродский был любимым учеником Репина, самые теплые отношения между ними не прерывались до последних лет жизни знаменитого мастера. "От Репина, - говорил Бродский, - я воспринял его отношение к искусству, любовь и серьезный подход к искусству как делу жизни". Русская революция 1905-1907 годов отозвалась и в Академии, где проходили митинги с красными флагами. На них студенты требовали демократизации внутреннего распорядка этого высшего художественного заведения. Год 1905-й явился для творчества Бродского поворотным; художник участвовал в революционном движении и создал ряд направленных против самодержавия политических карикатур для сатирических журналов. В 1906 году он выполнил эскиз картины "Красные похороны". По политическим причинам эскиз в Академии был отвергнут.
Бродского выбирают в Совет старост, но наступает полоса реакции, и его вскоре как политически неблагонадежного исключают из училища. И даже повторная сдача вступительных экзаменов не открыла перед ним двери Академии, лишь заступничество Репина и ректора Академии В.А. Беклемишева позволили Бродскому закончить ее.
Исаак Бродский окончил Академию в 1908 году, представив программные картины "Теплый день" и "Портрет Л.М. Бродской", написанные годом раньше. За "Теплый день" художнику была присуждена Золотая медаль. По традиции, особо отличившиеся студенты отправлялись за счет Академии продолжать учебу за границей. В 1909 году Бродский на полгода едет во Францию, а затем много путешествует по Германии, Испании и Англии. Из поездки он привозит первоклассные этюды и картины, такие как, например, "Серый день" (1909). Его успехи были столь значительны, что Совет Академии продлевает ему срок заграничной командировки и отправляет его еще на полгода, на этот раз в Италию. В 1910-1911 годах Бродский жил на итальянском острове Капри у М.Горького, выполнил его портрет. Итогом поездки стали большие работы "Сказка", "Италия" (обе 1911).
Вернувшись из-за границы, И.И. Бродский участвовал на выставках передвижников, Академии, Союза русских художников. Одаренный, трудолюбивый и хорошо подготовленный, Бродский быстро определился в искусстве. В многочисленных картинах, преимущественно пейзажных, он использовал некоторые приемы и мотивы живописи старых мастеров. В ранних пейзажах ("Теплый день", 1908; "Опавшие листья", 1913; "Летний сад", 1916) чувствуется влияние символизма и модерна. Поэтика символизма и модерна сочетается в его ранних вещах с культом изысканной, несколько салонной красоты. На раннем этапе он осторожно вносил в них элементы символистской фантастики ("Сказка", 1911), позднее придерживался реальности ("Зима", 1913; "Опавшие листья", 1913). В этих работах Бродскому удалось создать правдивый, проникнутый тонким поэтическим чувством, образ русской природы. К середине 1910-х гг. у него уже была репутация вполне сложившегося живописца. В это же время Бродский создал первые значительные портреты (Л. Бурлюк, М. Горького, Ф. Шаляпина, И. Репина).
Предоставив в 1913 году на Международную выставку в Мюнхене свою картину "Зима в провинции", он получает Золотую медаль. Возвратившись на родину, Бродский интенсивно работает, радость жизни переполняет молодого художника, его пейзажи и портреты нравятся и зрителям и критикам. А.М.Горький писал художнику: "В творчестве вашем для меня самая ценная и близкая мне черта - ваша ясность, пестрые, как жизнь, краски и тихая эта любовь к жизни, понятой или чувствуемой вами как "вечная сказка".
Художник много работает, его пейзажи и портреты, несущие следы современного ему искусства, делают Бродского заметным, привлекают изысканной красочностью, ювелирной линейной проработкой деталей, оптимизмом поэтического мироощущения. Эта линия его творчества целиком укладывается в русло европейского модерна, несколько салонного своей экзотичностью, повышенной цветовой и графической изощренностью. Лучшие особенности его стилистики проявились в пейзажных работах и портретах. В феврале 1917 года он рисует портрет Керенского, а после октября 1917 года, повернув на 180 градусов, начинает рисовать портреты большевистских лидеров. Для многих любителей живописи творчество И.И. Бродского может показаться загадкой. Существуют как бы два художника: молодой Исаак Бродский и мэтр советского искусства, первый руководитель Всероссийской академии художеств Исаак Израилевич Бродский. На самом деле Октябрьский переворот 1917 года был крутым изломом не только в истории России, но и в судьбах многих россиян. Наверное, на многие вопросы пришлось искать ответы и молодому, талантливому И. Бродскому. Что думал он при этом - кто знает?
В первые годы Советской власти Бродский по инерции пишет пейзажи. Лучшим из них, в котором выразилось особое пристрастие художника к красоте северной русской природы, его стремление к большому стилю, стала картина "Зимний пейзаж" (1918-1920). Она исполнена почти брейгелевского размаха, пейзажный образ поражает монументальностью и поэтической силой. В советский период творческие интересы Бродского существенно изменились. Творческая и общественная активность художника, надежды на нечто справедливое подталкивают его к новым темам в творчестве, новому содержанию создаваемых произведений. Он становится официальным художником новой власти, подобно тому как Ж.Л. Давид был официальным художником первой французской республики. В полотнах Бродского начинают отражаться ключевые события молодого общества, творящаяся на глазах история.
Октябрьская революция открыла в Бродском мастера масштабных многофигурных полотен. В 1919 году он пишет картину "В.И. Ленин и манифестация", первую в ряду портретов деятелей новой эпохи, а затем задумывает цикл "Революция в России" - столь велик энтузиазм художника, ставшего очевидцем великих событий. В этом цикле он хотел "посильно отразить величие нашей эпохи, спокойно и просто, языком реалистического искусства поведать о великих делах и днях революции, о ее вождях, героях и рядовых бойцах". Первой картиной этого цикла стало громадное (150 персонажей) полотно "Торжественное открытие II Конгресса Коминтерна" (1920-1924), второй - "Расстрел 26-ти бакинских комиссаров" (1925). В арсенале художника находятся и трагические краски, его метод обогащается историзмом, художественная образность - документальностью. В процессе работы Бродский изучает весь необходимый историко-иконографический материал, свидетельства очевидцев, выезжает на места событий. Так, работая над картиной "Торжественное открытие II конгресса Коминтерна", он выполнил сотни портретных зарисовок с ведущих деятелей международного рабочего и коммунистического движения. Теперь эти мастерские графические портреты представляют собой бесценный историко-художественный материал.
В 1920-е годы Бродский продолжал работу над образом В.И. Ленина. На основе зарисовок и фотодокументов, им созданы картины: "В.И. Ленин на фоне Кремля" (1924), "В.И. Ленин на фоне Смольного" (1925), "В.И. Ленин на фоне Волховстроя" (1926), "Выступление В.И. Ленина на митинге рабочих Путиловского завода" (1929) и др. Работа над портретами Ленина была завершена картиной "В.И. Ленин в Смольном" (1930). Эта картина сразу же после своего появления стала одним из самых популярных произведений, посвященных образу вождя. Вдумчивое отношение к теме, стремление документально запечатлеть обстановку, в которой работал В.И. Ленин, обусловили тщательность исполнения и завершенность произведения. Эти масштабные историко-революционные картины, портреты руководителей партии и правительства широко использовались для массового тиражирования и пропаганды.
В 1920-е годы И.И. Бродский вошел в число наиболее активных традиционалистов, боровшихся с "левым" авангардом за право монопольно воплощать "революционные идеалы". Он впервые в советской живописи разработал особый тип тщательно выписанной исторической картины, производящей впечатление документальности. Фотографически точные, эти картины идеально подходили для агитационной работы и считаются, наряду с официальными портретами, классикой соцреализма.
Для того чтобы художнику была доверена такая почетная и ответственная миссия - "запечатлеть для современников и потомков дорогой для всего человечества образ великого Ленина", требовалось не только большое профессиональное мастерство, но и большой художественный и общественный авторитет. Ведь недаром А.В. Луначарский, первый нарком Советской республики по делам искусств, выписывая Бродскому разрешение на рисование Ленина в его кабинете с натуры, занес в мандат и такие слова: "этически и политически вполне надежен". И многое в творческой биографии художника подтверждает эти слова.
Около 1928 года И.И. Бродский начал работу над созданием портретов И.В. Сталина. Кроме живописных портретов И.В. Сталина (1928, 1933 и 1937), художник создал серию графических портретов руководителя партии и Советского государства (1933, 1934, 1937, 1938). Их отличает документальная точность и высокое мастерство исполнения. В портрете "И.В. Сталин на трибуне" (1933) художнику удалось "ярко запечатлеть волевой и величественный образ И.В. Сталина".
Бродский осуществил также грандиозный труд по созданию серии портретов выдающихся деятелей большевистской партии: К.Е. Ворошилова (1929, 1931), М.В. Фрунзе (1929), В.Р. Менжинского (1932), В.М. Молотова (1933), С.М. Кирова (1934, 1935), В.В. Куйбышева (1935), А.А. Жданова (1935), Л.М. Кагановича (1935), Г.К. Орджоникидзе (1936) и других. В 1929-1937 годах Бродский неоднократно писал портреты А.М. Горького ("Горький среди рабкоров", 1929, и др.). Реалистический портрет Горького (1937), отличающийся замечательным сходством, передает взволнованный образ великого пролетарского писателя. Выполненный в реалистической манере, портрет этот по своей композиции (бурное море на втором плане и парящий буревестник) сближается с далеко не лучшими образцами утрированного романтизма и нарочитой патетики. Нужно заметить, однако, что во все времена именно большие мастера и гении писали портреты сильных мира сего (великий Веласкес большую часть жизни творил при испанском дворе, а многие замечательные русские мастера изображали отечественных монархов).
Правда, в эти годы И.И. Бродский создавал и другие картины. Появились его замечательные пейзажи "Летний сад осенью" (1928), "Аллея парка" (1930). И все же главными оставались не пейзажи, а произведения, отличающиеся высокой идейностью - "Днепрострой" (1930), "Демонстрация" (1934) и др. Бродский в своем творчестве, а равно в общественно-художественной и педагогической работе выступал убежденным сторонником реализма и решительным противником формализма.
Бродский стал одним из главных адептов социалистического реализма. Он много работал над созданием образов советских вождей, кроме того, он занимался реорганизацией художественного образования в СССР на основе реалистической системы преподавания. Последние годы жизни художник отдал педагогическому труду. С 1932 года он был профессором, а с 1934 года и до самой смерти - директором Всероссийской Академии художеств в Ленинграде. Его учениками были А.И. Лактионов, Ю.М. Непринцев, Вл.А. Серов, В.М. Орешников, П.П. Белоусов. В 1932 году один из главных "официальных", придворных живописцев Кремля, автор обширной изобразительной Ленинианы, получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.
Правящий режим щедро вознаградил Исаака Бродского за верную службу: при жизни он первым среди художников получил орден Ленина (1934) и возглавил только что созданную Всероссийскую Академию художеств. За сотрудничество с советской властью художник был одарен огромной квартирой на Михайловской площади (ныне музей-квартира) и множеством привилегий. Незадолго до смерти И.И. Бродский стал доктором искусствоведения (1939).
В последние годы жизни Бродский создал картину "Тов. К.Е. Ворошилов на лыжной прогулке" (1937). В этом произведении, сочетающем в себе лучшие стороны художественного дарования Бродского, "яркий и полный жизни портрет К.Е. Ворошилова дан на фоне величественного русского зимнего пейзажа". Документальная точность сочетается в портрете с эмоциональностью и жизненностью образа. Бродский был очень популярен и прославлялся партийной прессой, которая называла его "выдающимся мастером группового и индивидуального портрета". Его картины занимали почетные места во всех крупнейших художественных музеях, экспонировались на важнейших выставках. В 1937 году на Международной выставке в Париже в советском павильоне были выставлены картины Бродского "Ленин на Путиловском заводе" и "Ленин на проводах красноармейцев, отправляющихся на фронт".
Умер Бродский 14 августа 1939 года в Ленинграде. Выдающийся художник советской эпохи был похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища. Посмертно (1940) вышла его автобиографическая книга "Мой творческий путь". В центре Ленинграда, на площади Лассаля, дом 3 (ныне - пл. Искусств) был создан музей художника, в его честь в сентябре 1940 года была переименована Михайловская улица близ Невского проспекта (в 1991 году ей было возвращено прежнее имя).
В советскую эпоху творчество Бродского наполнилось глубоким, передовым, идейным содержанием. В советское искусство он вошел как художник-реалист, безоговорочно поставивший свое творчество на службу революции, воспроизводивший события революционной действительности, образы выдающихся деятелей большевистской партии и Советского государства. В многочисленных живописных и литографских портретах И.И. Бродский запечатлевал партийных и государственных деятелей. Произведения его воспроизводились несчетное число раз, входя составной частью в фальсифицированную историю страны. Лучшее же, что осталось после Бродского, - собранная им превосходная коллекция русской живописи и графики XIX - начала XX веков, хранящаяся в его музее-квартире, филиале Научно-исследовательского музея Российской АХ. Слава этого художника при жизни была оглушительной, а сегодня его имя мало знакомо любителям живописи.