Выдающийся архитектор Ж.Ф. Тома де Томон родился в Берне (Швейцария) 1 (12) апреля 1760 года. Юные годы он провел во Франции, где его отец состоял на воинской службе. Сведения о детстве и юности Томона, о его первоначальном воспитании скудны и зачастую противоречивы. Так, например, в некоторых источниках указывается, что Тома де Томон родился во французском городе Нанси, но вероятнее всего, туда отец будущего архитектора был переведен по службе уже после рождения сына.
Мальчик с детства любил рисовать, рисунки и акварели Томона дают представление о его первых опытах в искусстве. Он учился в парижской Академии архитектуры, а затем, получив Большую Римскую премию, уехал продолжать образование во Французской Академии в Риме. Уже в Италии Тома де Томон проявил себя как замечательный мастер архитектурного рисунка. Наиболее ранний из них датирован 1784 годом. Поселившись в Италии, он усердно изучал архитектурные памятники императорской эпохи и так пристрастился к их стилю, что потом держался исключительно его в своих проектах и постройках. Живя в Риме, он кроме того писал акварелью и масляными красками перспективные виды и пейзажи в характере картин Гюбера Робера и Гаспара Пуссена. Возвращение во Францию, казалось, сулило ему многочисленные заказы в придворных кругах. Вернувшись в Париж, Томон поступил на службу к графу д'Артуа, брату короля Людовика XVI, в качестве рисовальщика и архитектора, однако значительных заказов не получал. Аристократии было не до того: назревали бурные политические события - Великая французская буржуазная революция. Томон - дворянин и роялист - был вынужден перебраться в Вену.
В начале 1790-х годов Т. де Томона пригласили в имение князей Любомирских, в польский город Ланьцут. Здесь до наших дней сохранился великолепный дворец, построенный в первой половине XVII века в стиле барокко, - резиденция магнатов Любомирских. Тома де Томон принял участие в работах по его перестройке. В конце 1794 года Томон приезжает в Венгрию, где заключает контракт с герцогом Миклошем Эстерхази на "руководство и составление всех архитектурных проектов, которые его высочество пожелает осуществить, и съемку планов дворцов и имений..." В свободное время архитектору предоставляется возможность выполнять заказы и совершенствовать свое мастерство. Первые два года службы Томона у Эстерхази были самыми плодотворными. В это время он создает несколько интересных проектов, сохранившихся до наших дней. Проект школы - первый известный проект общественного сооружения Томона, был выполнен, очевидно, для Вены. Как в жилых античных постройках, композиционным центром, по замыслу Томона, стал двор значительных размеров, вокруг которого группировались классные помещения. В 1795 году для города Эйзенштадта, где долгое время находилась резиденция Эстерхази, Томон создает проект серных бань.
Жан-Франсуа был легок на подъем и ко всему относился легко. Он с удовольствием переезжал из города в город, работал в разных странах. За спиной остались Франция, Италия, Польша, Венгрия... Впереди была Россия.
Жалованье в девятьсот флоринов в год, которое Томон получал из княжеской казны, не было щедрым. Архитектор часто с трудом сводил концы с концами и неоднократно обращался к князю с просьбой оплатить его расходы, связанные, главным образом, с содержанием квартиры. После долгих колебаний Томон в конце 1797 года решил оставить службу и уехать в далекую и загадочную Россию. Весной 1798 года архитектор навсегда покинул Вену, забрав с собой чертежи, коллекции, неосуществленные творческие замыслы и надежды. После приезда в январе 1799 года в "вольный город" Гамбург Томон смог, наконец, получить у русского посланника паспорт, выданный ему по особому разрешению царя. К весне архитектор добрался до русской границы, а затем из Риги направился в Москву. Так, в 1799 году Тома де Томон навсегда связал свою судьбу с Россией. Спустя некоторое время по поручению Александра Михайловича Голицына Тома де Томон отправился в его имение Самойлово, где проектировал и строил церковь во имя Пречистой Богородицы. А потом, в 1800 году, архитектор приехал в Петербург.
Столица произвела на Томона необыкновенное впечатление. Такого города он еще не видел. Построенный за короткое время, город не знал западноевропейской пестроты. Барокко и классицизм господствовали в его архитектуре. В архитекторах и строителях Петербург испытывал постоянную потребность, и Томон полностью окунулся в радостную для него атмосферу творчества. Вскоре его допустили к конкурсу на проект Казанского собора, в котором принимали участие архитекторы Камерон, А.Н. Воронихин и Гонзага. Утвердили проект Воронихина, но для Томона участие в конкурсе было хорошей практикой. А знакомство с Воронихиным переросло в дружбу, подкреплявшуюся совместной работой. В проекте Казанского собора Томон показал себя способным решать сложные проблемы, связанные с характером русской архитектуры. Не случайно вскоре ему поручили составление проекта триумфальных ворот у одной из застав Москвы. В течение короткого времени архитектор разработал несколько вариантов проекта. Заказчику, императору Павлу I, понравился третий вариант, на проекте фасада которого он написал: "Быть по сему". Проект триумфальных ворот явился первой большой удачей архитектора, но смерть Павла I помешала его осуществлению.
Первый год пребывания архитектора в Петербурге ознаменовался радостным для него событием. По решению совета Академии художеств от 18 августа 1800 года он удостоился звания академика "по трем рисункам, представляющим внутренние и наружные виды в проспекте". Признание Тома де Томона превосходным рисовальщиком значительно опередило будущую славу его как архитектора. Своими графическими работами Томон обратил на себя всеобщее внимание. Он стал признанным в высшем обществе мастером карандашного и акварельного рисунка, до сих пор весьма распространенного в коллекциях любителей искусства. Тома де Томон не останавливается ни перед чем, он рисует интерьеры, пейзажи, архитектурные фантазии, эмоциональные и воздушные рисунки, даже образцы мебели… 24 мая 1801 года "архитектору Томону за гравировку" был выдан из "Кабинета" "перстень бриллиантовый с изумрудом". Жану-Франсуа уже за сорок, но он быстр в движениях, весел. Немного скучает по Франции, но там эта ужасная революция!
Практическая деятельность Тома де Томона как зодчего в Петербурге началась в 1802 году. 30 января 1802 года Александр I издал указ: "Архитектора Томона, приняв в Российскую службу, повелеваю причислить в ведомство Кабинета и производить жалованья по две тысячи рублей в год". С этого момента перед Томоном открылись широкие возможности для полного раскрытия его замечательного таланта. Он стал придворным архитектором и получил заказ на перестройку Большого театра в Петербурге (1802-1804; не сохранился).
Как свидетельствуют архивные документы, первое каменное здание Большого театра начали возводить в 1775 году по проекту Антонио Ринальди. Открытие его состоялось в 1783 году. Через два года потребовались некоторые внутренние переделки, которыми руководил Л.-Ф. Тишбейн. А в 1802 году было решено произвести в театре капитальный ремонт и сделать более парадным его внешний облик. Ремонт закончился полной перестройкой здания по проекту Тома де Томона. Неузнаваемо изменился не только его внешний облик. Здание было заново распланировано, и его помещения получили иную отделку. Проект театра утвердили 9 апреля 1802 года. Все работы были выполнены за восемь месяцев - необычайно короткий по тому времени срок. Если с решением плана Томон справился быстро, то над созданием фасада пришлось потрудиться. Задача была не из легких: в строго определенных габаритах найти вариант, наиболее обогащающий облик здания, улучшающий его пропорции. И Томон нашел такое решение. В центре главного фасада по ширине возвышающейся сценической коробки архитектор задал сильно выступающий вперед восьмиколонный портик со свободно стоящими ионическими колоннами. Многочисленные проекты театров для Петербурга, выполненные Тома де Томоном, показывают широту замыслов зодчего и свидетельствуют о его высоком мастерстве в разработке композиционных приемов театральных зданий. А первый вариант театра по своим небывалым масштабам превосходил все известные театральные здания того времени.
Открытие нового театра явилось значительным событием не только для Петербурга. Красота, удобство и техническое оснащение здания сделали его известным и в России, и за границей. Вот что писал один из современников Тома де Томона об этом событии: "Несколько месяцев тому назад газеты с похвалой говорили о новом театре... и дали описание этого сооружения, одного из самых замечательных среди ныне существующих по своей величине и великолепию... Подобного сооружения еще нет во Франции, несмотря на двадцать театров, которыми Париж скорее загроможден, чем украшен..."
Свою проектную и строительную работу, а также службу на стекольном заводе Томон сочетал с педагогической деятельностью. 5 мая 1802 года президент Академии художеств А.С. Строганов предложил совету Академии зачислить для преподавания в архитектурный класс академика Томона - "человека по сей части совершенно знающего и способного". Окончательное решение "об определении академика Томона для обучения воспитанников архитектурного класса" было принято в конце мая. А с 1811 года и до самой смерти он преподавал перспективу еще и в Институте корпуса инженеров путей сообщения. В Академии художеств Т. де Томону предоставили квартиру, занимаемую ранее академиком Павлом Брюлло. Удалось установить, что квартира Томона имела "по фасаду семь окон и шесть комнат, в коридоре один покой в одно окно и кухню; в антресолях по фасаду три комнаты, в них пять окон, и по коридору три комнаты".
Еще в 1803 году, когда Томон работал над проектом нового петербургского театра, он проектировал также театр для города Одессы (1804-1809, не сохранился). Он никак не мог отказать своему соотечественнику, губернатору Одессы Арману Эмманюэлю дю Плесси герцогу де Ришелье! Хорошо понимая градостроительные особенности приморского города, учитывая его рельеф, архитектор создает театр на возвышении как отдельно стоящее здание. Он стремится поставить театр там, где бы его можно было обозревать с самых различных точек, и с суши, и с моря. В опубликованном Тома де Томоном проекте одесский театр - монументальная, прямоугольная в плане постройка с необходимым количеством парадных и служебных помещений. В процессе строительства театра, которое затянулось на несколько лет, внешний облик его, по сравнению с проектом, значительно изменился. Портик занял всю ширину фасада, колонны строгого ионического ордера сменились пышными коринфскими колоннами, величину которых архитектор рассчитал на высоту здания. Вид театра стал более величественным.
Одновременно с театром Томон проектирует для Одессы военный госпиталь (1806-1821) - грандиозное сооружение, задуманное как больничный комплекс. В случае осуществления этого проекта Одесса украсилась бы одним из самых монументальных и выразительных сооружений эпохи классицизма. Но замыслу не суждено было воплотиться в жизнь - архитектору поручили проектирование госпиталя значительно меньших размеров. В те же годы Томон разрабатывает проект амбаров Сального буяна (1805-1806, в 1914 году здание разобрано) в Петербурге. Буяном называли специально отведенное обширное место для выгрузки больших партий товаров.
После смерти Павла I императрица Мария Федоровна решает воздвигнуть в его память мавзолей (1807-1809). Строительство предполагалось в живописном Павловском парке недалеко от дворца - резиденции вдовы. Она поручает Томону разработать проект памятника. В начале октября 1807 года Мария Федоровна утвердила "учиненный архитектором Томоном план сада, где будет сооружаться памятник", и приказала "оный план для наблюдения за работой отдать при повелении садовому мастеру Асмусу". Но только 21 июня 1809 года Томон смог написать рапорт об окончании работ. Созданный талантом Тома де Томона и воплощенный в камне Карлом Висконти, мавзолей явился одним из блестящих шедевров парковой архитектуры русского классицизма. Общая планировка, объемно-пространственное решение и искусно выполненные архитектурные и скульптурные детали, - все свидетельствует о высоком художественном мастерстве. Мавзолей словно неожиданно вырастает из земли и представляется монументальным, несмотря на действительные скромные размеры. Впечатление монументальности усиливается далее при подходе к гранитным ступеням мавзолея. Четыре мощные колонны дорического ордера, вытесанные из каменных монолитов, поддерживают тяжелый фронтон, в тимпане которого начертаны слова: "Супругу-благодетелю".
В ходе проектирования и строительства мавзолея в Павловском парке Тома де Томон получает заказ на создание другого монументального сооружения - триумфальной колонны в Полтаве в честь столетия Полтавской битвы. Весной 1805 года проект был уже готов и вскоре утвержден. Об основной идее монументального сооружения, построенного в июне 1811 года, его композиционных и конструктивных особенностях архитектор писал: "Так как колонна является триумфальным памятником, воздвигнутым в память Петра Великого, в честь самого памятного и решительного события его царствования, то я старался дать всей этой композиции характер оригинальный и, так сказать, присущий герою и его творчеству. С этой целью я прибегнул к аллегориям простым, но точным и ясным. Колонна из железа в четыре куска, и, чтобы скрыть их соединение, каждый шов закрыт венком; первый из лавра и пальм, второй из лавра, а третий из дубовых листьев. Промежутки между венками заполнены изображениями перекрещенного оружия. Капитель образована из больших пальмовых листьев. Наверху возвышается цоколь, увенчанный полусферой. Над полусферой распростер свои крылья орел, держащий в когтях молнии войны, а в клюве лавровый венок..." (скульптор Ф.Ф. Щедрин).
В 1806 году Томон вместе с Воронихиным получил заказ на проектирование фонтанов вдоль дороги из Петербурга в Царское Село. Фонтан на склоне Пулковой горы Томон проектировал и строил вместе с Воронихиным, а остальные сооружал один. На Царскосельской дороге он соорудил три фонтана. Ныне один из этих фонтанов установлен у Казанского собора, а другой - в Московском парке Победы. В 1807 году он разработал проект и составил смету на строительство фонтана в деревне Пулковой. Тщательно прорабатывая композицию и выверяя пропорции, архитектор продумывал каждую деталь. В результате Томон создал сооружение величественное и монументальное, несмотря на его небольшие размеры. Первое десятилетие века для Тома де Томона явилось временем необычайного творческого подъема. Архитектор много работал над проектами для губернских городов. В 1806-1807 годах в мастерской архитектора один за другим рождались проекты жилых и общественных зданий, причем последним отводилась немаловажная роль.
В период между 1806 и 1809 годами по проекту Томона в Петербурге перестраивался дом Лаваль, сохранившийся до наших дней и представляющий собой один из наиболее интересных архитектурно-художественных и исторических памятников города. Архитектор сохранил в общих чертах планировку и назначение отдельных помещений. Однако заново отделал здание и его интерьеры. Неузнаваемо преобразился фасад. Он получил богатый архитектурно-художественный декор, сразу же выделивший дом Лаваль среди особняков знати, разместившихся вдоль набережной Невы. Будучи придворным архитектором, Томон участвовал в переделке интерьеров Зимнего дворца. Он разработал проекты Овальной столовой и так называемых Холодных бань. В 1810 году придворного архитектора привлекли к работам, развернувшимся в летней царской резиденции на Каменном острове. 1810 год для Томона ознаменовался еще одним радостным событием. 1 сентября в большом общем собрании Академии художеств ему единодушно было присвоено звание профессора архитектуры.
Период работы Тома де Томона в Петербурге охватывает тринадцать лет. Деятельность его была плодотворной. Но один из его замыслов принес ему мировую известность. Это великолепный ансамбль Стрелки Васильевского острова со зданием Биржи и ростральными колоннами. Он достойно завершил неповторимый архитектурный облик центра Петербурга - одного из красивейших городов Европы. Проектирование и сооружение этого ансамбля охватывает почти весь петербургский период творчества Тома де Томона - наиболее продолжительный и плодотворный в его жизни. Томон создал прекрасный архитектурный памятник, символизирующий новую эпоху в развитии русской архитектурной мысли.
Для составления проекта Томону потребовалось пять лет неустанных поисков при постоянной творческой поддержке совета Академии художеств. Архитектор сделал несколько проектов. Первый вариант проекта Биржи, разработанный Томоном, был компиляцией из целого ряда проектов на Большую премию Французской академии искусств. После пятикратного отклонения проекта Советом петербургской Академии художеств, проработав над ним четыре года, перекраивая чертеж за чертежом, Томон представил, наконец, окончательный вариант, который и был утвержден императором 26 февраля 1804 года. В процессе разработки проекта Томоном в роли экспертов выступали архитекторы А.Н. Воронихин и А.Д. Захаров. Их критика во многом определила положительные качества проекта: внесла в него правильное понимание стоявшей перед архитектором задачи ансамбля, а также соответствие самого здания его назначению. Необходимо отметить, что Андреян Захаров состоял в Комитете по строительству Биржи и как опытный практик активно влиял на составление проекта и его осуществление. Творческое участие Захарова, а также активное вмешательство в разработку проекта Биржи Совета Академии художеств во главе с Воронихиным во многом обусловили успех Томона.
Работы на Стрелке начались весной 1804 года, а 23 июня 1805 года в присутствии царской семьи и при большом стечении народа состоялась торжественная закладка Биржи. Строительство шло очень медленно и, казалось, вымучило всех. Наконец, 25 декабря 1811 года объявили высочайший указ о завершении строительства "нового биржевого здания со всеми оными принадлежностями, ростральными колоннами, площадью и набережной". В связи с завершением работ "чиновники, бывшие при построении новой Биржи", получили из царской казны перстни с драгоценными камнями, а Тома де Томону был пожалован орден Св. Владимира IV степени. Во время приема здания Биржи обнаружились недоделки, что затянуло работы еще на два года. Но и в 1814 году открытия Биржи не состоялось - еще продолжалась война с Наполеоном. Это произошло 15 июля 1816 года и стало настоящим праздником. Биржа настолько всем понравилась, что ее повсеместно стали изображать на картинах, акварелях, гравюрах и предметах прикладного искусства: шпалерах, вазах, стеклянной и фарфоровой посуде.
Ансамбль Биржи уже издали производит сильное впечатление. На значительных расстояниях хорошо воспринимается весь объем спокойного, окруженного колоннадой здания, как бы противостоящий течению реки, прекрасные силуэты Ростральных колонн и лента набережной. Объединенные в единое целое, части ансамбля предлагают поразительное разнообразие точек обзора. Благодаря удачно найденному масштабу, биржевой ансамбль превосходно согласуется с ансамблем Петропавловской крепости и застройкой Дворцовой набережной. Он явился тем недостающим звеном, которого так не хватало для завершения столь привычного теперь облика городского центра.
Ж.Ф. Тома де Томон скончался в Петербурге 23 августа (4 сентября) 1813 года. Отпевали его в католической церкви Св. Екатерины и похоронили на Смоленском лютеранском кладбище. На могиле был поставлен памятник из розового гранита в виде античного жертвенника на высоком постаменте. В 1940 году прах и памятник архитектору перенесены в Некрополь XVIII века (Лазаревское кладбище Александро-Невской лавры).
Долгое время оставался спорным вопрос относительно причины скоропостижной смерти Тома де Томона. Многие документы на французском языке (ни Томон, ни его жена русского языка не знали) оставались вне поля зрения исследователей. В их числе прошение вдовы Клер де Томон от 22 марта 1816 года на высочайшее имя, в котором есть такие строчки о кончине зодчего: "Смерть явилась следствием падения, которое произошло в Каменном театре при осмотре состояния стен этого здания после пожара в январе 1813 года".