Адрес: пр. Металлистов, 5
Большеохтинское кладбище расположено в восточной части города, на правом берегу Невы по обеим сторонам реки Охты, одного из невских притоков. Большеохтинское кладбище - крупнейший некрополь, находящийся в пределах городской черты Петербурга. Его площадь около 63 гектаров.
По указу Петра I в 1721 г. близ устья Охты были поселены вольные плотники, собранные из разных губерний для работы на петербургских верфях. Здесь, на окраине города, они образовали своеобразный замкнутый мир крестьянских поселений. Едва успев освоиться с новыми условиями жизни, плотники озаботились постройкой на Охте приходского храма. В августе 1722 г. в Святейший Синод поступило ходатайство: "Церкви при домах их не построено и вблизи нет, для чего они с женами и детьми от церковных треб и от пения отлучились, и для умерших кладбища нет... А до постройки оной церкви для вышеупомянутых треб определить часовню и для погребения мертвых в близости к тем домам место". По указу Синода от 3 сентября 1722 г. на берегу речки Чернавки (приток Охты) отвели землю для постройки церкви, а в 1725 г. церковь была построена по проекту арх. И. Потемкина и освящена во имя праведного Иосифа Древодела, покровителя плотников. По преданию, Петр I пожертвовал в Охтинскую церковь икону из своего дворца. При церкви выстроили деревянную колокольню со стопудовым колоколом, которому завидовали даже столичные жители. В 1727 г. на другом берегу Чернавки отвели место для кладбища. Вскоре деревянная церковь Иосифа Древодела обветшала, и на средства поселян был возведен каменный трехпридельный храм, поставленный в центре кладбищенской территории. Храм был холодный, и служили в нем только в летнее время, поэтому в 1746-1748 гг. по проекту архитектора М.Г. Земцова по соседству построили теплую каменную Покровскую церковь с деревянными сводами и куполом. Рядом соорудили колокольню, весь погост обнесли железной решеткой с воротами.
Удаленное от города, высокое и сухое Охтинское кладбище вскоре привлекло внимание городских властей. В 1732 г. Синод предписал использовать его при необходимости наряду с четырьмя другими как общегородское. Во второй половине XVIII в. по Петербургу прокатились эпидемии тифа и оспы. Для больных выделяли специальные храмы, а для мертвых - специальные участки кладбищ. К концу столетия старое кладбище на Большой Охте оказалось переполнено, и 16 мая 1773 г. выше по течению Чернавки было открыто новое - Георгиевское. Кладбище при Покровской церкви официально закрыли, однако и после этого здесь иногда происходили погребения. Последним в 1864 г. по особому ходатайству прихожан был похоронен пользовавшийся любовью местных жителей священник Илья Гуляев. Простоявшая сто лет церковь в 1836 г. была разобрана, и чуть западнее осенью 1844 г. был построен новый храм во имя Сошествия Св. Духа.
Новое Георгиевское кладбище сразу обрело статус городского. Спустя два года после основания кладбища, на нем возвели каменную церковь святого Георгия Победоносца. По данным архивных источников, с 1773 по 1831 к территории кладбища было добавлено около 6 000 квадратных сажень. Хоронили ежегодно до 2,5 тыс. человек. В августе 1812 г. по соседству с Георгиевской была заложена вторая церковь, средства на которую дал петербургский купец Г.Г. Никонов. Небольшой каменный храм строился над местом семейного захоронения Никоновых и в сентябре 1814 г. был освящен во имя святого Николая Чудотворца, покровителя моряков и корабелов. В этом храме в 1857 г. похоронили начальника Охтинской верфи генерал-лейтенанта П.Г. Орловского. Здесь же, на Охтинском кладбище, были похоронены и другие прославленные корабелы, в течение долгих лет трудившиеся на верфи: И.А. Амосов, И.Г. Волков, П.К. и Ф.К. Александровы. Никольская церковь (1812-1814) - единственная, сохранившаяся на кладбище до настоящего времени.
Указом духовной консистории в 1832 г. на Георгиевском кладбище отвели место для захоронения "воинов, подвизавшихся во славу Отечества". Это были солдаты, умершие в Сухопутном и Морском госпиталях, Медико-хирургической академии, Мариинской больнице, градских богадельнях. Небольшой участок кладбища в достаточно дорогом 3-м разряде был выделен в 1847 г. Воспитательному обществу благородных девиц (Смольному институту). Большеохтинское кладбище росло и увеличивалось одновременно с ростом и развитием Охты, которая постепенно превращалась в оживленную городскую окраину. В южной части кладбища, по соседству с православным, был устроен большой участок для старообрядцев. Там была возведена первая в Петербурге единоверческая церковь.
В XIX веке Большеохтинское кладбище, окруженное живописными лугами, стало традиционным местом гуляний, связанных с храмовыми праздниками и родительскими субботами. В эти дни на лугу перед кладбищем вырастали торговые палатки, появлялись фокусники, музыканты, цыгане, бродячие артисты с ручными медведями. Люди пели, плясали, водили хороводы. По сохранившимся воспоминаниям в праздничные дни рядом с Большеохтинском кладбищем собиралось до тысячи человек. Кладбище между тем стало одним из наиболее крупных в городе, к концу XIX в. его площадь превышала 30 га.
К началу XX в. Большая Охта все более благоустраивается. Из далекого пригорода район превращается в оживленную фабричную окраину. В 1878 г. близ кладбища появилось монастырское подворье. В 1903-1905 гг. на средства охтинских купцов при подворье был построен каменный храм Грузинской Божией Матери, проект которого составил архитектор Н.Н. Никонов. В 1881 году на Большеохтинском кладбище началось строительство еще одного храма - церкви Казанской иконы Божией Матери. Она стала родовой усыпальницей купцов Елисеевых, владельцев крупнейшей торговой фирмы "Братья Елисеевы". Церковь была названа в честь иконы в Казанском соборе, к которой С.П. Елисеев ежедневно приходил перед началом рабочего дня. На строительство величественного пятикупольного храма было израсходовано около миллиона рублей.
Сам Степан Петрович Елисеев, один из богатейших негоциантов столицы, умер 1 мая 1879 года и был похоронен на Большеохтинском кладбище. По свидетельству современников, освященная в 1885 г. церковь отличалась великолепной акустикой и красивой внутренней отделкой. В подвале храма была устроена богатейшая усыпальница Елисеевых. Беломраморные саркофаги отмечали места погребения членов крупнейшей торговой фамилии Петербурга, в том числе П.Е. Елисеева (1775-1825), ярославского крестьянина, основавшего в 1813 г. торговую фирму. Его останки перенесли с Георгиевского кладбища.
После революции Болышеохтинское кладбище разделило судьбу многих других некрополей - появление комиссара кладбища, разрушение памятников, снос церквей. В 1926 г. была закрыта, а в 1929 году снесена Казанская церковь с семейной усыпальницей Елисеевых. Затем наступил черед трех церквей на бывшем единоверческом участке, которые погибли в начале 1930-х г.г. К этому времени граница между Георгиевским и Единоверческим кладбищами окончательно исчезла. Тогда же были закрыты, а впоследствии и вовсе ликвидированы участки, прилегавшие к Елисеевской и Тарасовской богадельням (южнее современной Партизанской улицы). В апреле 1932 г. президиум Выборгского районного Совета, на территории которого тогда находилось кладбище, постановил: "Учитывая, что в Выборгском районе нет коммунистической площадки для захоронения членов ВКП (б) и ВЛКСМ, а рядом за оградой на Георгиевской улице имеется еще Грузинская церковь, Георгиевскую ликвидировать (сломать) и весь строительный материал, полученный от церкви, употребить для постройки Выборгского Дома Советов. На этом месте сделать коммунистическую площадку для захоронения членов партии, о чем ходатайствовать перед президиумом Ленсовета". 21 октября 1935 г. Георгиевская церковь была закрыта и вскоре снесена.
В 30-е годы XX века на карте Ленинграда появилась Ариновская улица. Улица, проходившая рядом с Большеохтинским кладбищем, была названа именем няни поэта, Арины Родионовны Яковлевой, к столетию гибели А.С. Пушкина. Считалось, что похоронена она была на Большеохтинском кладбище, однако в дальнейшем было установлено, что няня была похоронена на Смоленском кладбище, хотя могила ее так и не была найдена. При перепланировке района Ариновская улица просто исчезла.
В 1939 г. место бывшего единоверческого кладбища было отведено для захоронения бойцов, погибших в советско-финскую войну. В годы блокады на восточной окраине кладбища вблизи Салтыковской дороги были выкопаны братские могилы, где хоронили ленинградцев и бойцов, павших при защите города. В первые послевоенные годы территория этих захоронений была благоустроена. В 1960-х гг. на кладбище появилась вторая коммунистическая площадка. Ее устроили на новой территории, прилегающей к улице Дегтярева. В те же годы к кладбищу присоединили последние, самые дальние участки - за Салтыковской дорогой, у железнодорожного полотна. В конце 1970-х гг. кладбище широкой полосой прорезал пр. Энергетиков, отделив более старую часть от территории, где находятся блокадные захоронения.
Сегодня Большеохтинское кладбище относится к числу полузакрытых. Интенсивные захоронения, продолжавшиеся до 1970-х гг., привели к тому, что немногочисленные старые могилы сохранились лишь в наиболее древней части кладбища, прилегающей к Никольской церкви. Об этом свидетельствует и мощение старинной Ладожской дорожки надгробными плитами, на одной из которых еще можно прочесть: "На семь месте погребено тело гофинтендантского ведомства мастерового Михайло Алмазова. Жития было 70 лет. Преставился в 1788 году". Это старейший памятник на кладбище. Надгробий конца XVIII - начала XIX в. сохранились считанные единицы.
На Большеохтинском кладбище погребены: первый директор Царскосельского лицея В.Ф. Малиновский, профессор А.П. Куницын, декабрист А.М. Булатов, композитор П.И. Турчанинов, фрейлина Е.И. Нелидова, цензор А.И. Красовский, архитектор В.П. Апышков, учёный-электротехник Г.О. Графтио, хирурги И.В. Буяльский, А.Л. Поленов, Г.И. Турнер, писатель Л. Пантелеев (А.И. Еремеев), первый комиссар крейсера "Аврора" А.В. Белышев, основатель театра марионеток Е.С. Деммени, танцовщик Р.И. Гербек, скульптор В.А. Синайский, Герои Советского Союза М.К. Власов, С.А. Забогонский, А.И. Маминов, И.Н. Пономаренко, Л.Н. Слизень, Р.М. Соколинский, И.Т. Черкашнев, Герой Социалистического Труда, учёный-артиллерист М.Я. Крупчатников и др. На Большеохтинском кладбище когда-то покоились представители известнейших дворянских фамилий - Всеволожских, Муравьевых, Мусиных-Пушкиных, Шуваловых, Белосельских-Белозерских, Оболенских, Строгановых, Шаховских, но в советское время практически все эти захоронения были уничтожены.