СИЗОВ Александр Александрович (1913-1972)

А.А. Сизов Видный советский политический и государственный деятель А.А. Сизов родился в 1913 году в Архангельске в семье рабочего-строителя. Александр окончил школу, а затем, по примеру отца, работал строителем. В течение десяти лет он трудился на стройках первых пятилеток - в Архангельске, в Горьком, в Барнауле. В 1942 году он ушел на фронт рядовым саперного батальона, хотя мог бы и остаться в тылу - ему полагалась бронь, да и оправдание имелось - маленькая дочь. В том же году, на фронте, стал он членом ВКП (б). Пройдя три года войны, участвуя в сражениях и заслужив немало боевых наград, он вернулся с фронта гвардии капитаном.

А.А. Сизов демобилизовался в 1946 году и вскоре приехал в Ленинград. Здесь ему пришлось начинать работу начальником участка - это был шаг назад в карьере, но молодой строитель был уверен в себе. Сизов быстро продвигался вверх по карьерной лестнице, и через пятнадцать лет у него под началом трудились 60 тысяч человек - весь "Главленинградстрой".

В должности руководителя главка Сизов заслужил репутацию въедливого начальника, который вникает во все тонкости и мелочи. Рассказывают, что в багажнике служебной машины Сизов всегда возил резиновые сапоги - чтобы иметь возможность в любой момент завернуть на стройку, помесить ногами грязь и самому увидеть, как идут дела. Это в городе знали все. Но никто даже не догадывался, что такой дотошный и трудолюбивый человек, автор научных работ по современным методам строительства долго обходился без высшего образования - не было времени за партой сидеть. Сизов пошел учиться в Ленинградский инженерно-строительный институт уже в такой высокой должности, при которой диплом ему могли принести "на тарелочке". А он не только сам усердно занимался, но и собрал в своем "Главленинградстрое" целую команду специалистов-практиков, которые вместе с ним заочно учились в ЛИСИ. Судя по воспоминаниям одного из преподавателей, доцента С.А. Вольфсона, большие строительные начальники во главе с Сизовым учились, "как все", и максимум, что могли себе позволить, - это послать машину за экзаменатором, чтобы сдавать экзамен прямо у себя в главке без отрыва от очередного производственного совещания.

Дворец Спорта Юбилейный Сизов любил эксперименты. И ему позволяли ставить опыты на стройке. На рубеже 1940-1950-х, когда Ленинград только-только расстался с послевоенной разрухой, Александр Александрович стал разрабатывать методы скоростного строительства. Тогда за 153 рабочих дня на проспекте Стачек появились два жилых дома - № 56 и № 58. В строительстве этих домов были применены сборные конструкции стропил, ставшие теперь привычными, перегородки из гипсовых блоков с опилками в качестве наполнителя, сухая штукатурка листами и цельные лестничные марши.

В 1958 году, когда большинство ленинградцев мыкались по коммуналкам и общежитиям, строительный трест под руководством А.А. Сизова всего за 5 месяцев возвел возле завода "Баррикада" экспериментальный кирпичный дом на 48 квартир со встроенной мебелью. Затем новый эксперимент - возле той же "Баррикады" на Магнитогорской улице строится четырехэтажный дом. Строится непривычным методом - сначала четвертый этаж, потом третий, потом второй и только когда вся эта конструкция уже поднята вверх, тогда доходит очередь до первого.

Несколько лет спустя по такой же схеме, именуемой специалистами методом подъема перекрытий, у Володарского моста на правом берегу Невы возводится пятиэтажный дом, а затем метод вошел в обычную практику. Другой пример сизовского новаторства - сборка стеновых панелей без сварки в Невском районе в 1963 году. Петлевые захваты и замковые соединения обеспечили скорость, точность и качество монтажа. Вскоре дома такого типа с индексом 1ЛГ-502 пошли в серию на Обуховском и Полюстровском домостроительных комбинатах.

Александр Сизов стоял "у колыбели" новых предприятий строительной индустрии - домостроительных комбинатов. Первый в стране ДСК возник на базе завода сборного железобетона треста № 19, где работал управляющим будущий мэр Ленинграда. Только после того как в Ленинграде организовали несколько подобных комбинатов, их стали создавать в Москве и по всей стране. По тем временам технология ДСК оказалась удивительным прорывом в строительстве. Две трети жилой площади в Ленинграде в 1960-е годы строилось силами пяти-шести ДСК. Их мощности за пять лет увеличились вчетверо, а производительность выросла почти в два раза. Причина - новая поточная организация плюс экономическая заинтересованность строителей. Еще один необычный проект Сизова - здание 5-го автобусного парка в Дачном. В 1966 году над ним возвели без промежуточных опор 96-метровое волнообразное перекрытие из железобетона. Эта стройка вошла в учебники.

Речной вокзал В 1960 году, в возрасте 47 лет, А.А. Сизов заочно окончил Ленинградский инженерно-строительный институт. Проработав почти пять лет (с 1962 по 1966 год) в должности начальника треста "Главленинградстрой", в 1966 году Сизов стал председателем Ленгорисполкома. К этой должности он пришел, став уже одним из самых популярных и авторитетных "хозяйственников" Ленинграда, Героем Социалистического Труда (1965), депутатом.

В 1967 году в Ленинграде был принят генеральный план развития на ближайшие 20-25 лет. Руководитель города Сизов понимал и признавал, что в послевоенное время, когда возведение зданий окончательно превратилось из искусства в индустрию, строительство подчинило себе архитектуру. Исправить эту ситуацию он пытался, в частности, введением должности главного художника города. Ключевой пост, созданный именно при Сизове, первым занял прекрасный архитектор Василий Петров. Они вместе с Сизовым сумели провести серьезные работы по оформлению и благоустройству Ленинграда без ущерба для городского бюджета, за счет средств и производственных мощностей предприятий. Архитектор С.Заварихин, известный своими популярными статьями, отмечал: "Сильная городская власть позволяла осуществлять многие дела - грандиозные праздничные композиции к знаменательным датам (это оформление, тактичное и яркое одновременно, вошло в несколько монографий и альбомов), оформление и подсветку Марсова поля, гирлянды над Невским проспектом, уличные фонари, превращавшиеся на время праздников в высокие красные "свечи".

Основные магистрали города тогда приобретали особый колорит благодаря газосветному оформлению. Невский проспект подсвечивался в гамме белых ночей, а Московский - в золотисто-красной гамме. Последующим, сменившим Сизова отцам города, оформление улиц казалась уже понятием третьестепенным, и многое из того, что при нем задумывалось, оказалось отвергнуто как "сизовские штучки". Архитектор Заварихин комментировал: "Хотя вся система власти и управления оставалась прежней, тонус благоустройства и оформления города резко упал. Петрову стало работать все труднее и труднее... Авторитарность личностная сменялась авторитарностью глобальной системы".

А.А. Сизов занимал пост председателя исполкома Ленинградского городского Совета больше шести лет - с августа 1966 по декабрь 1972 года. За это время в городе были открыты Дворец спорта "Юбилейный" (1967) и Большой концертный зал "Октябрьский" (1967). В ноябре 1967 года начала действовать новая линия метрополитена от станции "Василеостровская" до станции "Площадь Александра Невского". В сентябре 1969 года был построен первый в Европе алюминиевый мост - Коломенский через канал Грибоедова. Начато строительство крематория (1969). Летом 1970 года вступил в строй комплекс речного вокзала с причалами и пассажирским павильоном. Построена новая мощная водопроводная станция "Северная". В 1971 году председатель Ленгорисполкома А.А. Сизов был избран кандидатом в члены ЦК КПСС.

В послевоенной жизни у Александра Сизова было инфарктов больше, чем ранений на войне. Двадцать лет своей жизни он строил Ленинград, шесть лет руководил городом, и умер на своем посту 26 декабря 1972 года, не дожив до пенсионного возраста. Александра Александровича похоронили на Коммунистической площадке Богословского кладбища (Петрокрепостная дорога, участок 71). Надгробный памятник А.А. Сизову, установленный в 1975 году, - один из самых красивых на этом участке, определенном в свое время для почетных захоронений: два тесно сдвинутых гранитных блока с рваными краями, между которыми пробивается ввысь стройное деревце (арх. В.А. Петров). Через два года после его смерти в новостройках возле озера Долгое именем Сизова был назван проспект.

могила А.А. Сизова

 
Hosted by uCoz