Русский советский поэт А.А. Прокофьев родился 19 ноября (2 декабря) 1900 года в дер. Кобона Петербургской губернии (ныне - Волховского района Ленинградской области). Деревня находилась на берегу Ладожского озера, родителями Саши были бедняки: мать - крестьянка, отец - рыбак и землепашец. Это оказало сильное влияние на детские годы будущего поэта. Никакого систематического образования он не получил. Сначала Александр посещал сельскую школу, а с 1913 по 1917 год окончил три класса Петербургской учительской семинарии. После Октябрьской революции А.Прокофьев покидает Петроград и возвращается в родную деревню.
Но и в маленькой Кобоне Прокофьев не может оставаться в стороне от революционных событий и Гражданской войны. В 1919 году он вступает в Красную Армию, а вместе с ней и в партию большевиков. В те годы молодой Александр Прокофьев хотел связать свою жизнь с Красной Армией. Он участвовал в боях с Юденичем под Петроградом, был в плену, бежал. В годы гражданской войны начал работать в красноармейской печати. В середине 1920-х годов А.А. Прокофьев начал свою литературную деятельность, хотя его первые стихи были опубликованы в армейских многотиражках еще в 1919 году. В 1922 году Прокофьев переходит на службу в органы ВЧК - ОГПУ, и остается там до 1930 года, когда окончательно уходит из армии и связывает свою жизнь с поэзией.
В 1927 году стихи молодого поэта были опубликованы в "Комсомольской правде" и "Юном пролетарии". В 1931 году А.А. Прокофьев выпустил первую книгу стихов - "Полдень", о ладожской деревне, деревне восстановительного периода после Октябрьской революции. За нею последовали сборники "Улица Красных Зорь" (1931) и "Победа" (1932), в которых поэт надолго перешел к теме гражданской войны. Краски, образы, ритмы - весь строй поэзии А. Прокофьева сложился под впечатлением его деревенской юности. "Ладога! - говорил поэт в автобиографии. - Я навеки полюбил свое родное море с его низкими туманами, с его ветрами - шелонником, меженцем, зимняком, с его безбрежным, то суровым, то ласковым, простором. Я навеки полюбил леса и перелески Приладожья, простой быт моих родичей и односельчан, небогатую северную русскую природу, рыбацкие деревни и села, где "с печки рукой достанешь до воды". Поэзия А. Прокофьева - это бьющая через край любовь к жизни, к земной радости, завоеванной в мужественной борьбе.
Его ранние сборники стихов посвящены Гражданской войне 1918-1920 годов, участником которой был Прокофьев, ломке традиционного деревенского уклада. Герои его стихов - крестьяне-рыбаки, недавние красноармейцы, рядовые парни - "сосновые кряжи"; пейзаж связан с родными местами поэта - Приладожьем. Многие его стихи о войне, воинской дружбе, о Родине, сами собой становились песнями, причем, довольно популярными. Таким стихотворением является, например, "Товарищ", посвященное А.Крайскому:
Чтоб дружбу товарищ пронес по волнам,
Мы хлеба горбушку - и ту пополам!
Коль ветер лавиной и песня лавиной, -
Тебе половина и мне половина!
А.А. Прокофьев сочетает дарование лирика с умением дать эпическое изображение. В своем творчестве разрабатывает две основных для советской литературы темы - тему гражданской войны и тему перестройки деревенской жизни, ярко выражая настроения поднявшегося к революционной практике крестьянина-бедняка, постепенно преодолевающего ограниченность своего мироотношения. В своей работе над синтаксисом, словарем, интонациями стихотворений поэт широко опирается на народное творчество. В лирике Прокофьев использует преимущественно песенно-прибауточную поэзию, в последних же своих стихах он переходит к разработке былинно-эпического творчества. Осваивая фольклор, Прокофьев далек однако от стилизации и имитации. Поэт выражает чувства и мысли, типичные для революционного крестьянства. Уже в первой же книге Прокофьева выражены чувства интернационализма, преданности пролетарской революции, ненависти к ее врагам, пафос борьбы. Но бок о бок с этими мотивами дана поэтизация стихийничества. Переходя к теме гражданской войны, Прокофьев расширяет запас своих изобразительных средств, удачно осваивает "балладный лад"; поэтизация стихийной, неорганизованной ненависти к врагу, прославление молодецкой удали и т.п. проходят через ранние стихи Прокофьева.
В цикле стихотворений "Уральские партизаны" лирическая и патетическая приподнятость, свойственные поэту, ослаблены. Усиливаются повествовательные интонации, шире используются фольклорные прибаутки, присказки, частушки, даже заговор. В "антипоповских" стихах удачно используются иронические интонации. После некоторых неудач (например "Перечень профессий", "Ответ") Прокофьев дает цикл лирических стихов, отличающихся более широким кругозором и ослаблением ладожской "этнографичности". Наряду с превосходной политической лирикой здесь значительную группу составляют стихи на литературные темы, выражающие некоторую смятенность поэта.
Он активно сотрудничал в ленинградской периодике, был членом литературной группы при журнале "Резец", других объединений пролетарских писателей. В 1930-е годы А.А. Прокофьев опубликовал сборники лирических стихов и песен "Дорога через мост" (1933), "Временник" (1934), "Прямые стихи" (1936), "В защиту влюбленных" (1939) и др. К середине 1930-х годов поэт достиг своей творческой зрелости. Его лучшие произведения этих лет с их образно-языковым и ритмическим своеобразием относятся к ярким достижениям русской советской лирики. Чрезвычайно самобытное дарование А.Прокофьева в эти годы достигло высшего расцвета. С детства слушавший гармонику и хороводные песни, поэт не признает речи вполголоса, его яркая, словно радуга, и темпераментная строка часто звучит открытым вызовом: "Ну так бейся, кровь орла и волка, пролетай, что молния, в века!" В конце 1930-х годов Прокофьев пишет несколько стихотворений на темы древней Руси - "Плач Ярославны" (1937), "Пятая песнь" (1938), "Ярославна" (1939) и др.
Копья свищут на Дунае,
А Ярославна на ветру.
Что кукушка, что лесная,
В Путивле плачет поутру?
Во время советско-финляндской войны 1939-1940 годов и Великой Отечественной войны 1941-1945 годов А.А. Прокофьев - военный журналист, член писательской группы при политуправлении Ленинградского фронта, автор боевых агитационных стихов, частушек, песен, лозунгов, стихотворных фельетонов. Он работает в армейской печати, выступает перед бойцами Ленинградского, Волховского и Северного фронтов.
Значительным творческим достижением А.А. Прокофьева явилась лирико-эпическая поэма "Россия" (1944) - о красоте русской природы и патриотизме советского народа, о стране, грудью вставшей против жестокого врага. Эта поэма, за которую в 1946 году поэт был удостоен Государственной Сталинской премии СССР, стала заметным явлением советской поэзии военных лет. Рассказ о братьях Шумовых, добровольно приехавших из Сибири на защиту Ленинграда и составивших расчет тяжелого миномета, стал крупным успехом поэта. В своих невыдуманных героях автор увидел огромную нравственную силу и любовь к Родине. Вся поэма как бы состоит из песен-веснянок, величальных, маршевых, которые и воссоздают величавый образ России:
Сколько звезд голубых, сколько синих,
Сколько ливней прошло, сколько гроз.
Соловьиное горло - Россия,
Белоногие пущи берез.
В первые послевоенные годы А.А. Прокофьев опубликовал целый цикл стихов о мире, о радости оживающей земли ("Нынче удались цветы повсюду…", "Ты по сердцу мне, русская природа", "Пополам с тобою, дорогая…" и др.). Для Прокофьева этого времени характерно стремление к новым мотивам, к тематическому обогащению своей поэзии. С этим связано и расширение изобразительных средств, реконструкция стиха.
С 1945 по 1948 год А.А. Прокофьев является ответственным секретарем Ленинградского отделения Союза Писателей РСФСР. В 1950-е годы начинается новый этап в творчестве Прокофьева. Из печати выходит его сборник "Заречье" (1955), а в 1960 году - сборник "Приглашение к путешествию", отличающийся широтой замысла и содержания, ясностью и глубиной формы. За "Приглашение к путешествию", отмеченное масштабностью замысла, А.А. Прокофьев в 1961 году был удостоен Ленинской премии. Опубликовал он также несколько сборников стихов для детей, переводил произведения украинских и белорусских поэтов. В 1955-1965 годах Прокофьев вновь избирался ответственным секретарем Ленинградского отделения Союза Писателей РСФСР. К сожалению, эта работа не принесла Прокофьеву широкой известности среди читателей. Возглавляя в эти годы Ленинградскую писательскую организацию, он проводил в жизнь в политически-конъюнктурные решения, что проявилось, в частности, в деле И.А. Бродского.
Впечатления от многочисленных поездок по стране и за рубеж нашли отражение в книгах "Яблоня над морем" (1958), "Стихи с дороги" (1963), "Под солнцем и под ливнями" (1964) и других. Отличительные черты поэзии Прокофьева 1950-1960-х годов - близость к народному слову, фольклору, яркая образность и эмоциональность, склонность к шутке, иронии, верность "рядовому" герою. Многокрасочная, звенящая и гремящая поэзия Прокофьева с годами становится более сдержанной. От "веселого косноязычья" первых стихов ("Тырли-бутырли, дуй тебя горой") поэт пришел к более строгой и лаконичной манере письма. Тем не менее, поэзия его эмоциональна, энергична, многоцветна:
За рекою в непокое
Вишня расцвела,
Будто снегом, за рекою
Стежку замела...
Будто легкие метели
Мчались во весь дух...
Будто лебеди летели,
Обронили пух...
В декабре 1970 года, в связи с 70-летием со дня рождения, А.А. Прокофьеву было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Он был награжден 4 орденами Ленина, 4 другими орденами, а также медалями. Лауреат Сталинской (1946) и Государственной (1961) премий СССР.
Своеобразный и яркий художник, талантливый поэт Александр Прокофьев умер в Ленинграде 18 сентября 1971 года. Он был похоронен на Богословском кладбище. В 1975 году на могиле поэта был установлен памятник. Гранитную стенку с барельефом выполнили скульптор М.К. Аникушин и архитектор Ф.А. Гепнер. В 1977 году именем А.А. Прокофьева была названа улица на северо-западе Ленинграда.
В стихах А. Прокофьева есть романтическая, светлая приподнятость и взволнованность. Они насквозь пронизаны фольклорными интонациями. Звуки народной речи поэт воспринимал как бы на вкус, на ощупь и сберегал их, будто самоцветы. Множество своих стихотворений он посвятил родине. "Всю Россию дали мне в наследство, всю мою судьбу",- говорил А. Прокофьев в одном из них. А. Прокофьев обогатил советскую поэзию новыми мотивами, ритмами, обогатил своим подходом к изображению природы. От его лирики веет непередаваемо свежим духом бодрости, сохраненной им до последних своих дней.