В.Р. Гардин, русский актер, режиссер, сценарист. Народный артист СССР (1947). Родился 6 (18) января 1877 года в Твери в семье офицера. Правнук писателя И.И. Лажечникова. Учился во Втором московском кадетском корпусе и Киевском военном училище. Вскоре после ухода в запас работал младшим контролером в Акцизном ведомстве. Выступал на любительской сцене Пожарного общества в г. Рославле Смоленской губернии.
В 1898 году В.Р. Гардин был принят в труппу антрепренера Е.Славянского, затем работал в провинции - в Риге, Екатеринбурге, Перми, Одессе, Бендерах; в антрепризе В.Никонова в Гродно; в антрепризе Ефимова в Царицыне; в антрепризе В.Форкатти в Таганроге, Кишиневе, Юзовке, Екатеринославе.
Во время гастролей В.Ф. Комиссаржевской в Тифлисе подписал договор с Драматическим театром в Петербурге, где проработал с 1904 по 1906 год. В 1907 году работал в Василеостровском театре под руководством Н.Попова, затем организовал Свободный театр в Териоках (ныне Зеленогорск), где ставил запрещенные цензурой пьесы. В 1908 году В.Р. Гардин организовал русский театр в Париже, поставил спектакли "Жизнь человека" Л.Андреева, "Привидения" Ибсена.
С 1909 года началась полоса скитаний по русской провинции. В 1912 году в Московском театре Корша актер выступил в роли Феди Протасова ("Живой труп" Л.Толстого). В театральной биографии Гардина эта роль была одной из самых значительных и наиболее любимых.
В 1913 году Гардин перешел в кинематограф на режиссерскую и сценарную работу. В том же году снял фильм "Ключи счастья" (совместно с Я.Протазановым). Другие фильмы Гардина: "Анна Каренина" (сценарий и режиссура), "В огне славянской бури", "Вавочка" (сценарий и режиссура), "Дни нашей жизни", "Дворянское гнездо", "Крейцерова соната", "Маска смерти" (сценарий и режиссура), "Подвиг казака Кузьмы Крючкова" (все 1914); "Война и мир" (совместно с Протазановым, сценарий и режиссура), "Вторая молодость", "Маскарад чувств" (сценарий и режиссура), "Много ли человеку земли нужно" (сценарий и режиссура, совместно с Н.Маликовым), "Накануне" (совместно с Маликовым), "Приваловские миллионы" (все 1915); "Барышня-крестьянка" (сценарий и режиссура совместно с О.И. Преображенской), "Богема", "В сетях сирен", "Власть земли", "Дочь улицы", "Лунный свет" (все 1916); "Дети сатаны", "Ток любви", "Двадцать два несчастья" (все 1917) и др.
Гардин был одним из организаторов, а затем первым директором Госкиношколы (впоследствии ВГИК). В 1918-1919 годах - зав. Кинопроизводством кинофотоотдела Первой Госкиношколы; в 1920 году - зав. Мастерскими кинорежиссуры Наркомпроса; в 1922-1924 - один из организаторов и режиссер киностудии Всеукраинского фото-киноуправления в Одессе. С 1926 года В.Р. Гардин работает на киностудии "Ленфильм". Поставил 58 фильмов, в т.ч. "День коммунистической молодежи" (1918); "Девяносто шесть" (сценарий совместно с А.Луначарским, режиссура совместно с Л.Леонидовым, Г.Глебовой, Е.Ивановым-Барковым, О.Преображенской, А.Горчилиным и др.), "Голод… голод… голод" (сценарий и режиссура, совместно с В.Пудовкиным), "Серп и молот" (совместно с Пудовкиным, оба 1921); "Последняя ставка мистера Энниока", "Призрак бродит по Европе" (оба 1922); "Слесарь и канцлер" (сценарий совместно с Пудовкиным, режиссура совместно с O.Преображенской, 1923); "Поэт и царь" (сценарий и режиссура совместно с Е.Червяковым, 1927); "Кастусь Калиновский" (сценарий и режиссура, 1927), "Четыреста миллионов" (сценарий совместно с Я.Бабушкиным, режиссура, 1928); "Песня весны" (сценарий совместно с А.Лежневич, режиссура, 1929) и др.
В годы звукового кино Гардин выступал только как актер (еще в 1915 году он сыграл роль Наполеона в своем фильме "Война и мир"). Создал ряд глубоких, запоминающихся образов, снялся более чем в 70 фильмах, в т.ч. "Двадцать шесть комиссаров" (1932), "Встречный" (1932), "Слава мира" (1932); "Господа Головлевы" (1933); "Дубровский" (1935); "Юность поэта" (1936); "Петр I" (1939); "Человек в футляре" (1939); "Антон Иванович сердится" (1941), "Разгром Юденича" (1941); "Секретная миссия" (1950). С 1940 года Гардин выступал на эстраде.
Умер В.Р. Гардин в Ленинграде 28 мая 1965 года.
Могила Гардина на Богословском кладбище находится в начале Петрокрепостной дорожки, в первом ряду, в нескольких шагах от входа на кладбище со стороны Лабораторного проспекта. Могила периодически становится жертвой вандалов, заливается черной краской, правда, потом находятся добрые люди, которые отмывают надгробие. Тем не менее, к сожалению, могила народного артиста СССР выглядит неухоженной.